Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Яма

Почему путешествия по украинским дорогам все чаще становятся экстримом
22 сентября, 21:01
НЕСКОЛЬКО МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН УБЫТКОВ ЕЖЕГОДНО — ТАКОВА ЦЕНА НИЗКОГО КАЧЕСТВА УКРАИНСКИХ ДОРОГ / ФОТО МАРИАННЫ КОРОЛЬ, Киев

Плохие дороги не заканчиваются на быстро изнашивающихся шинах и подпрыгивании на сидениях. Одной знакомой довелось испытать на себе «полный комплект» прелестей украинских трасс. Она ехала ночью по так называемой дороге государственного значения и... попала в яму. Вытолкнуть из нее машину самостоятельно не представлялось возможным, мобильный телефон не работал — не было покрытия, а другие машины останавливаться не спешили. В конце концов, правда, все же удалось «поймать» парочку сердобольных автомобилистов, которые помогли ее транспортному средству освободиться. А если бы никто из проезжающих мимо водителей не остановился? Что делать в такой ситуации, которую можно назвать типичной? И если об этом все знают, то почему не принимаются меры, чтобы ее предотвратить? С этим вопросом «День» обратился в «Укравтодор».

«Единственное, что я могу посоветовать, это всегда иметь под рукой телефонный аппарат и контактные телефоны «Автодора» или ГАИ, — говорит заведующий сектора по связям с общественностью «Укравтодора» Александр Романюк. — Если нет телефона ГАИ, можно просто позвонить 02, они обязаны передать такой звонок в автоинспекцию». Там спросят, сломался ваш автомобиль или просто застрял. В первом случае они прихватят с собой эвакуатор и работников «Автодора». Если же поломка машины произошла по вине дорожников, то — внимание! — они обязаны возместить убытки, а попросту говоря, оплатить ремонт. Если же машина просто застряла — хватит подмоги ближайшего поста ГАИ. Главное — дозвониться до него.

«Инфраструктура, конечно, слабо развивается, — признал А. Романюк. — Но на самых новых траcсах планируют установить телефоны через каждые километр-полтора. А на обычной трассе нужно дойти или доехать на словленной попутке до ближайшей автозаправочной станции и позвонить оттуда».

Словом, система оставляет желать лучшего. «Ты платишь дорожные сборы, доволен ли ты качеством дорог?» — вопрошают листовки одной из киевских общественных организаций. Но связь между дорожными сборами и качеством дорог не так уж проста, как кажется на первый взгляд. За последнее время сборы возросли на 6%. Но поступают они, вместе с другими видам сборов, в резервный фонд государственного бюджета. Из него «Укравтодор» получает только 34%, а непосредственно населенные пункты — всего 6%. Более того, финансируется ведомство ежеквартально, а не по целевому назначению. То есть даже если деньги нужны очень сильно, ждать их приходится до следующего планового «вливания». Именно благодаря этой плановости асфальт на украинских дорогах иногда укладывается зимой. Качество укладки соответствующее, что, к слову, признает и «Укравтодор».

В августе руководство «Укравтодора» сделало предупреждение: нас финансируют всего на 32%, потому возможны «катастрофические последствия». Так сказать, сняли с себя ответственность. И попросили Кабинет Министров принять меры, чтобы не допустить транспортного кризиса. Правительство ответило Государственной программой развития автомобильных дорог общего пользования на 2005— 2010 годы. Она предусматривает 22 инвестиционных проекта по строительству новых дорог. Но, несмотря на всю важность принятия такой программы, гарантии, что на все задуманное будут выделены средства, никто не дает.

В Ассоциации международных перевозчиков «Дню» поведали, что при строительстве дорог нарушение технологических требований скорее правило, чем исключение. Нужные материалы не докладываются, технологии рабочие не придерживаются. Глобальной проблемой сегодня стал мелкий, «ямковый» ремонт. Чем больше таких «заплаток» на дороге, тем хуже приходиться автомобилю. А поскольку средств на капитальный ремонт у дорожников обычно не хватает, заплаток на украинских дорогах становится все больше и больше. К чему это приводит? Любой автомобилист перечислит вам возможные последствия: изнашиваютс я амортизаторы, рама, крепление кабины и так далее. Но низкое качество дорог не только злит водителей и способствует дорожно-транспортным происшествиям, но и отворачивает от украинских трасс бизнес. Никто не может гарантировать, что после поездки по нашим дорогам груз останется в полной сохранности, особенно если это легковоспламеняющиеся жидкости или другой деликатный товар. После путешествия по украинским дорогам грузы доставляются поврежденными, что вызывает большое недовольство заказчиков.

Оттого иностранцы, несмотря на то, что наша страна находится на пересечении путей «из варягов в греки», не спешат везти свой товар через Украину. Как ранее сообщал руководитель «Укравтодора» Вадим Гуржос, сегодня три международных и четыре национальных транспортных коридора на территории нашей страны используются крайне вяло. Из-за чего мы ежегодно теряем около трех миллиардов гривен. При этом по дорогам государственного значения, которые составляют всего 10% от общего количества украинских дорог, проходит 80% всех перевозок. Просто по дорогам не государственного значения проехать практически невозможно.

Рецепт от этой беды предлагается следующий: сместить транспортные потоки на другие маршруты или строить новые. Но для того, чтобы сместить, нужно сначала отремонтировать гипотетические транспортные коридоры. Для этого, как и для строительства новых дорог, нужны деньги. А вкладывать деньги в наши дороги инвесторы боятся. И надо признать — не без оснований. Чего стоит только история с автобаном Одесса — Киев, деньги со строительства которого просто испарились, оставив дорогу готовой наполовину. Хотя, конечно, при общем ухудшении инвестиционного климата в Украине вложения в строительство украинских дорог все же есть. Так, Европейский банк реконструкции и развития недавно выделил грант в 100 миллионов евро на строительство второго участка дороги Киев — Чоп.

А пока автомобилисты вынуждены признать: путешествия по украинским дорогам похожи на экстремальный аттракцион. Что делать в таких ситуациях, в какой оказалась моя знакомая? Как обстоят дела с дорогами в регионах? Об этом — в материалах наших корреспондентов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать