Перейти к основному содержанию

Юкие МОКУО: «Не надо бояться реформ»

Глава Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине — о советском наследии в социальной сфере, необходимости вакцинации и праве ребенка расти в семье
27 апреля, 12:14
ГЛАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЮНИСЕФ В УКРАИНЕ ЮКИЕ МОКУО УВЕРЕНА: ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО СОЗДАТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ И ДЕТИ, И РОДИТЕЛИ МОГЛИ СПОЛНА РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ДЕТСКОГО ФОНДА ООН (ЮНИСЕФ) В УКРАИНЕ

20 лет назад в Украине была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, а в 1997 году в Киеве открылось первое Представительство ЮНИСЕФ. С тех пор нашей стране удалось достичь ощутимых результатов в сфере защиты прав детей и матерей — организация воплощает в жизнь многие проекты, направленные на снижение детской смертности, повышение качества питания и образования, профилактику ВИЧ/СПИД, работу с детьми, которые находятся в конфликте с законом и многое другое. Естественно, 20 лет недостаточно, чтобы полностью реформировать социальную сферу в стране, сделать ее эффективной и такой, которая бы отвечала вызовам XXI века. Но все же уже сегодня мы можем видеть позитивные результаты во многих сферах, которые еще 20 лет назад было трудно представить. «День» встретился с главой Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине Юкие МОКУО, чтобы поговорить о позитивных изменениях в социальном секторе, а также о тех сферах, которые все еще нуждаются в реформировании.

— Конвенция о правах ребенка была ратифицирована в Украине 20 лет назад. За это время под ее защитой выросло и достигло совершеннолетия первое поколение детей. Какие проблемы детей и матерей за это время удалось решить или улучшить, что было достигнуто?

— Главное достижение этих лет — огромный прогресс в улучшении ситуации, касающейся питания и охраны здоровья детей. Мы видим, что уменьшился уровень детской смертности. Есть улучшения и в сфере профилактики ВИЧ/СПИД: за это время значительно возросло количество здоровых детей, рожденных вич-позитивными мамами. Тем не менее, уровень смертности детей в Украине все же в два раза выше, чем в других европейских странах. Также, несмотря на то, что уровень передачи ВИЧ от матери к ребенку значительно уменьшился, в абсолютных числах количество детей, рожденных женщинами с ВИЧ, увеличивается, потому что ежегодно увеличивается количество самих вич-позитивных женщин.

Еще одно большое достижение Украины за эти годы — значительно улучшилась забота о детях, лишенных родительской опеки. Это стало возможным благодаря развитию таких альтернативных форм воспитания, как приемные семьи и детские дома семейного типа. И это существенный прогресс, ведь в советские времена такие дети попадали только в интернаты.

— Двадцать лет — довольно короткий отрезок времени для того, чтобы провести основательные реформы во всех социальных сферах. Какие социальные проблемы в сфере защиты прав детей в Украине остаются острыми и нуждаются в скором реформировании?

— Прежде всего необходимо реформировать существующую ныне социальную систему в сфере защиты ребенка. На протяжении 20 лет Украина развивала альтернативные формы воспитания детей, лишенных родительской опеки, но этого недостаточно. В интернатах все еще остается около 25 тысяч детей и около ста тысяч детей — с особыми потребностями.

Правительство должно установить такую социальную систему, где в основе будет лежать поддержка семьи. Например, вице-премьер-министр Сергей Тигипко как раз работает над стратегией, которая будет направлена на поддержку семьи. Если возникшую в семье проблему вовремя выявили и предоставили помощь и поддержку, то семья не доходит до сложных, кризисных ситуаций, и ребенок не будет разлучен со своими родителями. Поэтому ЮНИСЕФ поддерживает правительственное направление, где в основе — забота и помощь семье.

Если ситуация складывается так, что ребенок неизбежно должен разлучится с семьей, то его следует перевести в приемную семью или в детский дом семейного типа, но ни в коем случае не в интернат. Кроме того, этот ребенок должен иметь возможность вернутся в свою родную семью после того как его родителям будет оказана необходимая помощь. Все решения в отношении ребенка должны быть приняты с учетом его интересов — это один из базовых принципов Конвенции по правам детей, а расти в семье — фундаментальное право ребенка.

— Если говорить о поддержке государством именно семьи, то с чего следует начинать эту поддержку в Украине — с информационной кампании об альтернативных формах воспитания ребенка, с материальной поддержки, с ломки общественных стереотипов?

— Мы поддерживаем правительство в его стремлении предоставить помощь и поддержку семье и детям. Поэтому ЮНИСЕФ поддерживает разработанную вице-премьер-министром Сергеем Тигипко национальную стратегию, нацеленную именно на поддержку семьи. Мы не должны лишать права воспитывать ребенка в семье, которая находится не в лучшей жизненной ситуации. Семьи сталкиваются с разными ситуациями: в некоторых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками; есть семьи, которые страдают от материальных проблем и многое другое. Эти семьи должны получить поддержку, прежде чем проблемы станут серьезными и смогут спровоцировать разрыв между ребенком и семьей. И, конечно, надо развивать потенциал этих родителей для того, чтобы они и дальше смогли воспитывать своих детей. Это в интересах ребенка, семьи, государства и общества в целом. Необходимо, чтобы общество понимало эту ситуацию. Часто общество считает, что родители, которые имеют судимости или проблемы с алкоголем, должны быть наказаны, и ребенка у них надо отобрать. Конечно, есть такие семьи, из которых ребенка, в его же интересах, следует забрать, но важно понимать, что история на этом не заканчивается. Ведь если поддержать этих людей и помочь преодолеть сложившуюся ситуацию, то через какое-то время дети могут вернуться в родную семью. А в Украине этого зачастую не бывает.

И тут реформы необходимы. Например, сегодня социальные работники должны получить новые навыки, развить свой потенциал для того, чтобы успешно работать с кризисными семьями и детьми. И люди, работающие в социальных службах и различных институциях, не должны бояться реформ. Часто они думают, что с реформой могут потерять свою работу, но в социальном секторе это не должно случиться — сегодня тут недостаточно человеческих ресурсов.

— Вы вспомнили о системе интернатов, которая досталась нам от Советского Союза и является морально устаревшей и неэффективной. Если говорить о советском наследии в социальной сфере, то какие еще нерешенные проблемы, характерные именно для постсоветских стран, остались в Украине?

— Общая для постсоветского пространства проблема — система интернатных учреждений. Она была создана для защиты ребенка, и в постсоветских странах до сих пор, как только семья сталкивается с любой социальной проблемой, ребенка из этой семьи забирают и помещают в интернат. При этом отсутствуют услуги, которые помогли бы семье преодолеть эту социальную проблему.

Также в постсоветских странах есть проблема с подростками и детьми, которые находятся в конфликте с законом: еще до того как над ними происходит судебный процесс, их помещают в закрытые учреждения типа СИЗО... То есть та система, которую мы унаследовали от Советского Союза, до сих пор существует, она не реформирована. Это касается и детей, пребывающих в конфликте с законом, и детей-сирот, и детей, чьи родители лишены родительских прав, и детей с особыми потребностями. В Украине для развития альтернативных семейных форм воспитания детей и превентивных услуг очень многое сделали общественные организации. Также они многое сделали в системе правосудия, например, в Украине уже работает практика медиации, то есть прохождения примирения сторон еще до того как дело попадает в стадию расследования или суда. Конвенция о правах ребенка говорит, что лишить ребенка свободы — последнее, что можно применить к ребенку, потому что это лишает его возможности развиваться.

Процесс развития реформ, инициированный правительством, продолжается. Но система до сих пор не реформирована в вопросе распределения финансовых ресурсов, инфраструктуры различных правительственных органов и учреждений, в вопросе развития социальной поддержки. Для того, чтобы система социальной защиты работала эффективно, она должна быть структурно реформирована. Да, прошло 20 лет, страна уже не живет во времена Советского Союза, поэтому вся система и общество должны стать системой и обществом XXI века, должны основываться на обеспечении и защите прав человека и верховенства права.

— То есть, чтобы поменять систему, для начала нужно поменять сознание людей, поломать многие общественные стереотипы. Какие проекты есть у ЮНИСЕФ в Украине, направленные именно на разрушение стереотипов в социальной сфере?

— Как я уже говорила, мы работаем на национальном уровне с правительством для того, чтобы достичь изменений на институциональном уровне. В то же время мы работаем с общественными организациями, которые вносят свой вклад в работу с населением. Например, наш проект «Папа — школы» привносит в общество хорошие родительские практики, показывает, что мама и папа одинаково важны для развития ребенка. В Одессе мы поддерживаем неправительственную общественную организацию, которая помогает детям улицы стать активными членами общества. Но очень важно, чтобы это были не точечные проекты, не отдельные примеры внедрения новых практик, — важно создать системный подход для того, чтобы эта инициатива стала общедоступной и общеизвестной. Украина — страна-член ООН, и наша задача как части ООН помочь вашей стране изменить себя таким образом, чтобы на уровне общества были созданы все необходимые условия для нормального развития детей.

— Каким образом сегодня, во времена глобального информационного общества, следует строить образовательные кампании, чтобы донести нужную информацию населению? Например, проблема вакцинации: ЮНИСЕФ проводит широкую информационную кампанию о необходимости вакцинации, но население продолжает с недоверием относиться к детским прививкам...

— В общество ежедневно вбрасывается огромное количество информации, и часто люди теряются в ней. И вопрос вакцинации — один из таких примеров. Многие украинские матери боятся делать прививки своим детям, и это абсолютно неправильная позиция. На самом деле случаи, когда вакцина имеет для ребенка негативные последствия или ведет к летальному исходу, — один на миллион. При этом риск заболеть для непривитого ребенка намного выше, чем опасность негативных последствий от вакцинации. Я могу с уверенностью об этом говорить, потому что я сама мама, и свою маленькую дочь вакцинировала в Украине. Чтобы найти правильные каналы информирования, необходимы консолидированные усилия правительства и общественных организаций. Очень важна и законодательная база, чтобы люди могли быть уверены в правдивости той или иной информации.

Еще одна тема, которая привносит в общество много споров и непонимания, — это ювенальная юстиция. Я уже говорила о том, что дети не должны разлучаться с семьей, и ювенальная юстиция как раз направлена на то, чтобы обеспечить права ребенка и поддержать семью. Она также направлена на то, чтобы ребенка не лишали свободы, если он находится в конфликте с законом. Многие ошибочно думают, что ювенальная юстиция создает условия для разлучения ребенка с семьей, позволяет ребенку звонить в специальные службы и жаловаться на родителей. Это абсолютно неправильное понимание концепции ювенальной юстиции. Живя в Украине, я поняла, что украинцы очень любят своих детей, и в интересах общества — помочь людям преодолеть социальные проблемы, чтобы они были активными, продуктивными членами общества, воспитывали детей и делали свой вклад в общество. Украина имеет для этого достаточный потенциал — интеллектуальный, кадровый, финансовый.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать