Перейти к основному содержанию

«Юнком» — подземный Чернобыль

На родине Януковича собирались, и не смогли «увековечить» ядерный взрыв в угольной шахте
02 сентября, 18:48

Вот и День шахтера минул, а это, между прочим, была очередная дата, к которой городская власть Енакиево планировала торжественно открыть «Донецкий техноленд» или, проще говоря, музей индустриального региона. Торжественно перерезать ленту сначала намечали на начало июля, то есть (из чего особого секрета не делали) ко дню рождения почтенного земляка, нынешнего руководителя государства. Однако не получилось ни с первой, ни со следующих попыток. Может быть, это и к лучшему...

Дело в том, что изюминкой «техноленда» предлагается сделать старую шахту «Юнком», где в свое время был осуществлен единственный в истории Украины атомный взрыв. Мол, это же так увлекательно: спуститься на более чем полукилометровую глубину и по старым штрекам максимально приблизиться к месту уникального техногенного катаклизма.

Между тем, простые донбассовцы бьют в набат: радиоактивный зверь, что притаился в недрах земли, остается смертельно опасным. Его бы не демонстрировать с гордостью заезжим туристам, а караулить, чтобы, сохрани Боже, не вырвался на волю...

«КЛИВАЖ» С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Сказать, кому первому пришла в голову причудливая идея подорвать ядерный заряд в действующем руднике, расположенном, к тому же, в самом сердце густонаселенного Донбасса, — сегодня, по-видимому, невозможно. Спецархивы бывшего СССР, оставшиеся в России, надежно хранят такие секреты. Ветераны углепрома вспоминают, что кто-то из тогдашних руководителей отрасли побывал в Японии и привез оттуда чудную весть: якобы после одного из неминуемых в тех краях землетрясений местные шахты избавились от проблем с метаном — в горных породах благодаря катаклизму якобы образовались щели, через которые опасный газ весь и вышел. Помножьте эту шахтерскую легенду на апломб советских генералов, которые привыкли демонстрировать на парадах гигантские межконтинентальные ракеты, способные стереть с лица Земли целые континенты, и вы получите уникальную по своим условиям — и нелепостью — тайную операцию «Кливаж».

Кливаж — термин горняков, который означает кружева мелких, почти невидимых глазом расслоений в угольных пластах. «Поймать кливаж» считалось удачей для вооруженного пневматическим молотком забойщика, который таким способом мог удвоить свою производительность. Это же название дали и проекту, в ходе которого предусматривалось в подземных выработках шахты «Юный коммунар», страдавшей от обильного газовыделения, громыхнуть ядерное устройство (по иным версиям — ракетную боеголовку, которая вышла в тираж по возрасту). Наподобие: так будет даже круче японского землетрясения.

На «Юнкоме» уголь выдавали на-гора несколько сотен горняков, вооруженных лишь «стахановскими» отбойными молотками. Их жизнь или как минимум здоровье ставились на кон рискованного начинания. Кроме того, впритык к шахте располагаются здания рабочего поселка Юнокоммунарск (формально входит в состав Енакиево). Большинство жилых домов — ровесники столетнего предприятия, и никто не мог поручиться, что они устоят, когда ударная волна от подземного атомного взрыва вырвется на поверхность.

Однако, надо полагать, желание довести эксперимент до конца у «покорителей природы» с генеральскими звездами на погонах превозмогло. И вот 16 сентября 1979 года Юнокоммунарск проснулся от тревожного воя шахтных гудков и сирен. Накануне населению было объявлено, что проходят учения гражданской обороны, в ходе которых жителей на несколько часов вывезут в «эвакуационный пункт». Вещи брать с собой запрещалось, лишь деньги и документы. За порядком в обезлюдевшем населенном пункте присматривала вооруженная автоматами милиция.

Впрочем, в сказку о маневрах мало кто поверил. Горняки «Юнкома» приметили, как в шахту в обстановке секретности и при общей нервозности («Все на матах!» — рассказывал один из очевидцев) спускают какое-то устройство, завернутое брезентом. К главному стволу рудника его доставил целый поезд из тяжелых армейских грузовиков. Поражало также настоящее нашествие на предприятие высоких московских чинов, вокруг которых, как «шестерки», вертелись местные начальники.

«На глубине 826 метров была пройдена специальная горная выработка, в конце которой построили нишу. Там и поместили ядерный заряд мощностью 333 тонны тринитротолуола», — лишь спустя десятилетия некоторые подробности «Кливажа» раскрыл непосредственный участник секретной операции, московский ученый Николай Шевцов.

Толчок от взрыва почувствовали практически все жители Енакиево, он был также замечен в соседних Горловке, Кировском, Дебальцево. Донецкий журналист Леонид Санин, который сумел оказаться в гуще событий, вспоминал потом, что как при землетрясении заскулили собаки, задребезжали оконные стекла в окнах. Пожилые люди крестились и вспоминали о конце света.

После того, как сирены сыграли отбой, жителям Юнокоммунарска разрешили вернуться в свои дома. На предприятии толчея чужих людей продолжалась еще несколько дней, а затем непрошеные гости свернули свою аппаратуру и без объяснений уехали. Вслед к работе под землей приказано было приступать забойщикам «Юнкома». То, что в шахте «взорвали бомбу», уже не было никаким секретом. Наоборот, местная администрация хвасталась результатами спецоперации. Но вскоре взрывоопасный газ опять появился в выработках рудника. Директор предприятия Виктор Раевский неохотно признал, что если до «Кливажа» статистика внезапных выбросов угля и газа на основных пластах шахты, «Девятка» и «Мазурка», составляла в среднем 1,8 случая в год, то после сократилась «аж» до 1,7 ЧП. Когда же впоследствии на «Юнкоме» произошел взрыв метана с многочисленными человеческими жертвами, о ядерном инциденте поспешили забыть.

ЧУДОВИЩА ЖИВУТ ДОЛГО

Но в недрах угольных пластов осталась страшная метка: в эпицентре атомного взрыва горные породы мгновенно испарялись, образовав просторную полость с многометровыми стенками из вулканического стекла. Со временем в «пещеру дракона» (местный фольклор) по трещинам проникли шахтные воды, заполнив гигантский подземный шар до отказа. Первое время за местом испытаний наблюдала специальная лаборатория радиологического контроля (впрочем, в своих официальных релизах она неизменно утверждала: миграция радиоактивных веществ из зоны ядерного взрыва не наблюдается, гамма-фон близок к норме).

Все изменилось после того, как несколько лет назад шахта «Юнком» попала под пресловутую «реструктуризацию» отечественного углепрома. Сначала старый рудник собирались просто затопить. Однако активно запротестовали местные «зеленые», и в конце концов Минуглепром выделил 350 млн. грн. на обустройство «вечного» водоотлива. Его функционирование ежегодно также обходится государству в шестизначные суммы. Такова цена, которую платит Украина за советское ядерное наследство.

Какая же ситуация сегодня, три десятилетия спустя после безответственного эксперимента? В Горловской исполнительный дирекции по ликвидации шахт на запрос об уровне ядерной опасности на «Юнкоме» ответили, что «анализы воды и пробы воздуха показывают, что опасность для окружающей среды объект «Кливаж» не несет». Однако с чиновниками не согласна Любовь Леоненко, общественная активистка из Юнокоммунарска:

— Люди в городе тяжело болеют, много раковых опухолей, заболеваний органов движения. Особенно это отражается на детях. Однако никто не решается прямо сказать, что это связано с взрывом в шахте.

Между тем независимые эксперты-экологи в регионе всерьез опасаются, что рано или поздно давление горных пород раздавит стеклянные стенки ядерной капсулы и радиоактивная жидкость, насыщенная продуктами взрыва, отравит водоносные пласты Донбасса. Дальше, через систему местных рек, попадет в мелководное Азовское море, а затем и в Черное. В таком случае промышленные и плотно населенные юг, восток страны окажутся в зоне масштабной техногенной катастрофы.

Вот на таком историческом фоне, как гром среди ясного неба, прозвучало неожиданное предложение: выставить «Кливаж» напоказ в качестве музейного экспоната.

— Деньги, которые сейчас тратятся на то, чтобы закрытый шахтный объект не разворовали, можно пустить на организацию подземного музея, да и еще заработать, — осмелился утверждать известный нардеп-«регионал» Валерий Бондык.

По мнению же известного имиджмейкера «донецких» Константина Воробьева. «техноленд» в Енакиево должен быть окончательно готов к Евро-2012, чтобы стать туристическим объектом № 1 для болельщиков престижного футбольного чемпионата.

Что же касается простых жителей Донбасса, то они с гораздо большим удовольствием навсегда избавились бы от этого «подземного Чернобыля».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать