Перейти к основному содержанию

Заинтересовать... качеством

В 2016 году вступят в силу положения нового Закона Украины «Об образовании». Какие новации ожидают абитуриентов и университеты?
08 октября, 09:55
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Результаты нынешней вступительной кампании практически ничем не отличаются от прошлогодних. Кроме войны. По словам первого заместителя министра образования и науки Украины Ирины Совсун, 50% работы, проводившейся летом, было связано с последствиями военных действий на востоке и с аннексией Крыма. Едва наметились две тенденции: в 2014 году слегка вырос спрос абитуриентов на технические направления (в основном, за счет ІТ-специальностей, хотя на естественные науки и другие технические направления, как и раньше, спрос небольшой); вторая — не намного, но уменьшился спрос на юридические и экономические направления. Остальные — без изменений.

Высшие учебные заведения ожидают 2016 года, когда вступят в силу положения нового Закона Украины «Об образовании», в частности новая система формирования государственного заказа, изменения в проведении и оценивании ВНО, изменения при приеме абитуриентов в вузы.

— Новый Закон Украины «О высшем образовании» сделал то, что мы пытались сделать семь лет: ввести ВНО в правовое поле. Сегодняшняя редакция закона устанавливает, что количество предметов должно быть в пределах двух-трех. И один из них обязательно — украинский язык и литература. В этом контексте не меняется ничего. Если говорить о 2016 годе, то речь пойдет о том, что, подавая заявки на участие в ВНО, абитуриент сразу будет формировать перечень тех университетов по рейтингу, куда он захочет подавать документы. И после того, как он сдаст ВНО, Украинский центр оценивания качества образования будет предлагать университетам конкретные фамилии абитуриентов, которые по своему рейтингу попадают в тот университет, — говорит директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК. — Относительно других новаций, которые предложил УЦОКО, то их пять. Мы хотим перейти к европейской практике определения результатов ВНО и перестать «играться» в 124 балла: никто не может объяснить, почему именно 124, а не 123 или 125. В 2015 году мы предлагаем перейти к оцениванию по методу, когда просто определяем порог — сдал абитуриент тест или не сдал (порог в случае несдачи будет определять специальная комиссия). Все, кто ниже порога — не сдали, кто выше — пойдет в университет, а результат будет определяться по шкале от 100 до 200 баллов. Это существенно расширяет права и возможности университетов. Потому что есть ряд факультетов, где возникала проблема: например, абитуриент — хороший спортсмен, но украинский язык сдал с результатом 117 баллов... Второе наше предложение — отказаться во вступительной кампании от использования сертификатов внешнего оценивания, выданных в предыдущие годы. У некоторых абитуриентов есть таких по 10—15.  Вторая сторона медали: в 2007—2009 годах мы принимали ВНО по одним программам, сейчас — совсем по другим. Программы изменились, и сравнивать между собой эти результаты — смешно.

Третье предложение УЦОКО касается всех без исключения выпускников школ: предлагается провести в школах в следующем году совместно ВНО и государственную итоговую аттестацию, но — только по одному предмету — украинскому языку и литературе. И не только для тех выпускников, которые будут поступать в университеты, а для всех. Хотели сделать это по двум предметам — еще и по математике, но не позволяют финансовые возможности. Следующая позиция: есть предложения в 2015 году отказаться от всемирной истории и всемирной литературы. Вместо этого некоторые вопросы всемирной истории будут включены в задание теста по истории Украины. На всемирную же литературу запрос от университетов настолько мизерный, что, по словам Игоря Ликарчука, с позиции тестологии очень трудно объективно определить результаты и провести градацию. И пятая новация, которая есть в очень многих странах, — это тесты двух уровней сложности. В 2015 году УЦОКО хочет предложить такие тесты по украинскому языку и литературе, а также по математике. Эксперты говорят, что нельзя абитуриентам математического факультета или факультета других точных наук Киевской политехники давать такой же тест по математике, как и абитуриенту, который хочет освоить профессию учителя труда. Аналогичная ситуация — с украинским языком и литературой.

Сегодня много дискуссий ведется и относительно формирования нового государственного заказа, даже — относительно возможности отказаться от него, или формировать на новых принципах, потому что, по словам ректора Национальной академии управления Сергея Ерохина, нынешний госзаказ — это уровень 1991—92 годов, и это «элемент системы государственного патернализма».

— В следующем году государственный заказ будет распределяться по тем условиям, которые у нас в настоящий момент являются, действительно, неэффективными. В 2016 году предусматривается, что из Министерства будут осуществлять распределение 80% государственных мест, остальные 20% будут бронироваться и добавляться в те вузы, предпочтение которых мы увидим среди студентов. То есть деньги будут идти и в государственные вузы, и в частные, — говорит первый заместитель министра образования и науки Украины Ирина СОВСУН. — У нас есть проблемы относительно того, как сделать, чтобы лучшие абитуриенты шли в лучшие университеты. Есть риск, что более сильные абитуриенты выберут для себя путь меньшего сопротивления. Также абитуриенты часто не знают, какого качества образование в том или ином университете. Слишком часто наши абитуриенты выбирают какие-то имиджевые варианты. Все это не создает условий для заинтересованности абитуриентов в качественном образовании. Плюс — неестественное разрастание студенческого пула, которое мы видим последние 20 лет: если в начале 1990-х каждый седьмой из выпускников школ поступал в университеты, то сегодня это может сделать чуть ли не каждый. Очевидно, университеты должны менять тактику.

Правда, есть университеты, которые давно решили вопрос качества образования и набора подготовленных абитуриентов. А наилучший способ дать сведения о качестве образования в том или ином университете — это обнародовать информацию о трудоустройстве выпускников, считает заместитель первого проректора НТУУ «КПИ» Владимир Тимофеев.

— Я бы на месте абитуриентов изучал, куда по окончании вуза идут выпускники, какова их карьера, каковы перспективы роста... Если бы наши вузы честно публиковали информацию о том, как трудоустраиваются их выпускники, много вопросов было бы снято. Могу сказать, что за годы независимости КПИ подготовил почти 75 тысяч специалистов (в целом — 300 тысяч за 116 лет своего существования), и за это время ни один выпускник технических и естественных специальностей не был зарегистрирован в центре занятости, — говорит Владимир ТИМОФЕЕВ. — По всем нашим отраслям мы тесно сотрудничаем с работодателями. Свои требования мы не снижаем: в последние годы 186 баллов — это средний балл тех, кто выбирает технические специальности или направления естественных наук. В этом году у нас было 600 выпускников школ с 198—200 баллами, из них у 180-ти было 200 баллов по математике и физике. В законе заложено, что механизм перераспределения госзаказа зависит не от конкурса, а от среднего балла тех, кто подал заявки на плановые бюджетные места. И это очень хорошо.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать