Запах денег
Почему в Киеве не умеют правильно обращаться с бытовыми отходами![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050302/438-6-1.jpg)
Несправедливо считается, что настоящие ценители книг должны работать преподавателями литературы или библиотекарями. На самом деле самая «рыбная» работа для библиофилов — пункт приема макулатуры. Туда регулярно поступают раритетные издания — по цене 20 копеек за килограмм. Несомненно, сбор макулатуры сегодня — не столь престижное занятие, как в советские времена. Почетное знамя макулатурщиков из ослабевших рук пионеров подхватили.... граждане «без определенного места жительства». Но, тем не менее, отрасль приема отходов вторичного сырья живет и развивается.
Первым городом в независимой Украине, который начал масштабно заниматься утилизацией отходов в качестве вторичного сырья, стал Киев. По данным столичной администрации, ежемесячно киевляне «производят» около 15 тысяч тонн разнообразных отходов. Большая часть мусора отправляется на свалку. Со второго полугодия 2003 года в Киеве начала действовать экологическая программа под названием «Отходы производства и потребления — в хозяйственный оборот». Выполнение данной программы было возложено на предприятие «Киевгорвторресурсы». И сегодня, по данным горадминистрации, в столице работают 85 специализированных приемных пунктов — киосков от этого предприятия. Кстати, в центре столицы таких пунктов значительно меньше, чем на окраинах. Городские власти не хотят отдавать под такое «неблагородное» строение драгоценную землю. В пунктах принимают не только макулатуру, но и текстиль, полиэтилен, пластмассу, бутылки. Наряду с этими пунктами прием вторсырья осуществляют частные фирмы, с лицензией или без нее.
Главной проблемой отрасли на сегодня остается экологическая неграмотность граждан: в переработку у нас попадает только 40% мусора, тогда как в Европе эта цифра достигает 80%. Все остальные «вторичные богатства» отправляется на свалку. Изо всех сил ситуацию пытаются исправить нищие — они сортируют мусор уже на полигоне. Естественно, не из экологических соображений, а с целью выручить деньги за собранную макулатуру или пластмассу. «Нам была бы очень большая помощь, если бы город серьезнее относился к экологическим программам, — рассказывает заместитель директора по вопросам заготовки вторсырья предприятия «Киевгорвторресурсы» Игорь Завирюхин. — Пока что все они на стадии деклараций». Словом, если бы граждане не брезговали сдавать старые газеты в макулатуру — городу было бы уже легче.
Между тем, на Западе компании сражаются между собой за право перерабатывать мусор. Рентабельность его вторичной переработки в Европе в среднем составляет 15—20%. А в некоторых странах даже 25—30%, как например, в Швейцарии, которая снабжает сырьем цветную металлургию за счет переработки старых фотопленок и батареек, а также химическую промышленность, утилизируя полиэтилен. Утилизация и переработка мусора стала также отдельной отраслью экономики Германии с годовым оборотом порядка 70 млрд. евро. К тому же, пробы воздуха немецких городов свидетельствуют о том, что с каждым годом он становится все чище.
В Украине тоже проводились попытки цивилизовать мусорную отрасль. Так, два года назад для жителей нескольких районов города Киева начался эксперимент по раздельному сбору мусора. Эксперимент прошел практически блестяще — почти все принимавшие в нем участие киевляне научились правильно раскладывать мусор по разноцветным мешочкам и контейнерам. Но продолжения проекта не последовало — специальные мусорные баки увезли, закончились и цветные пакетики. А обученным гражданам довелось возвращаться к экологически неправильному образу жизни.
Что же касается самих пунктов приема макулатуры и прочих отходов, то они чаще всего расположены во дворах и служат местом встречи уже упомянутых бомжей. Впрочем, на сайте киевской мэрии (kmv. gov.ua) сообщается, что практика подтвердила: «в киосках постоянный порядок, высокая культура обслуживания и примерная чистота прилегающей территории». Также отмечается правильное понимание со стороны жителей близлежащих домов такого «особенного соседства». Правда, многие киевляне, бывает, недовольны собирающейся там публикой. «Где они берут эту бумагу, которую сдают? Воруют! Полный двор уголовников развели!» — возмущается пенсионерка Анна Григорьевна, окна квартиры которой выходят непосредственно на приемный пункт. Есть и другое мнение. «Да мне все равно, пусть зарабатывают себе деньги на хлеб или водку, жалко их все-таки», — сказала молодая женщина, садясь в припаркованый за пару метров от киоска автомобиль.
«Конечно, часть поступающей бумаги ворованная, — рассказывает работник пункта сортировки собранной макулатуры Сергей, — например, попадаются дипломные работы и паспорта. Какой нормальный человек сдаст в макулатуру свой паспорт?» Но документы — еще не самая неожиданная находка. Один раз Сергей нашел среди кипы бумаги золотую цепочку. Она лежала в конверте, который сдали вместе с другими документами. Но чаще всего в макулатуру идут картонные коробки и газеты. Что же касается книг, то среди них и вправду часто попадаются раритетные издания. И тогда либо приемщики, либо сортировщики везут их на книжный рынок «Петровка» — продавать. Что, к слову, и стало для них постоянным заработком.
Бывают курьезы и у приемщиков металлолома. «Решил как-то жэк в Дарницком районе поменять газовые плиты, — рассказывает заместитель генерального директора «Укрвтормет» Николай Дацюк, — а в одной из квартир отец как раз был в командировке за границей. Когда он приехал, дочь сообщила ему радостное известие. Но, как оказалось, этот мужчина хранил в старой плите 16 тысяч долларов. Бросился в жэк спрашивать, куда дели старые плиты, жэк отправил его в «Укрвтормет». Однако там все старые плиты уже спаяли между собой в брикеты. Разбивать их очень трудно. «Мы несколько разбили, но в них денег не оказалось», — рассказывает Николай Дацюк.
К слову, именно в пункты приема металлолома чаще всего несут «криминальные» отходы. «Люки, решетки — люди тащат все, что воруют, — рассказывает Николай Дацюк. — Но в наших пунктах есть строгий запрет на прием предметов криминального характера. К примеру, к нам недавно принесли целый багажник тормозных колодок с железнодорожной станции. Мы, конечно же, их не взяли. Если находим люки — отдаем их в Киевгорводоканал. В то же время сейчас массово открываются пункты без лицензии. Там примут все. И, к сожалению, на это никто внимания не обращает...» — говорит Н. Дацюк.
Выпуск газеты №:
№38, (2005)Section
Общество