Перейти к основному содержанию

Заверенная нотариусом... благотворительность

Кабмин предложил изменения к законодательству, которые общественные активисты уже окрестили «запретом людям помогать друг другу»
06 сентября, 09:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Активисты начали сбор подписей под петицией — «Спаси благотворительность! Подпишись под обращением к ВР с требованием не включать законопроект №3100 в повестку дня». Ее копии уже отправлены председателю Комитета ВР по вопросам культуры Вячеславу Кириленко, премьеру Николаю Азарову и Президенту Украины Виктору Януковичу. На данный момент под петицией свои подписи поставили уже свыше полторы тысячи человек.

Дело в том, что по инициативе Николая Яновича Азарова и Кабинета Министров Украины, а именно они значатся в авторах документа «О внесении изменений в Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в Украине должно быть введено обязательное нотариальное заверение договоров о благотворительном пожертвовании средств на сумму, «превышающую пятидесятикратный размер налогонеоблагаемого минимума доходов граждан» — 850 гривен. То есть, например, с пожертвования в 1500 гривен государственная пошлина будет составлять 17 гривен, а доход нотариуса — 150—200 гривен. В Министерстве юстиции объясняют: «Основной целью проекта Закона является усовершенствование законодательной регуляции благотворительной деятельности».

Такими «усовершенствованиями» благотворители не просто обеспокоены. Они предсказывают, что в случае принятия законопроекта не только уменьшится общее число пожертвований, но и станет невозможно получать пожертвования от нерезидентов Украины, использовать банковские платежные карточки и другие электронные коммуникации в качестве современных и прозрачных средств привлечения благотворительных пожертвований, вырастут коррупционные риски расходов на оплату услуг нотариусов без повышения качества и эффективности самой благотворительной помощи.

«В Украине еще в начале лета состоялась встреча координационного совета при Президенте Украины, на которую собрались представители правительства, министерств, общественных организаций, — рассказывает директор Украинского форума благотворителей Анна ГУЛЕВСКАЯ-ЧЕРНЫШ. — Мы говорили о необходимости изменений к закону о благотворительности. Договорились создать соответствующую рабочую группу. Это было 4 июня. А 12 июня Министерство юстиции подготовило свои изменения. И первое предложение: пожертвования на сумму свыше 850 гривен должны оформляться письменным договором и заверяться у нотариуса».

Руководитель Программы развития гражданского общества Украинского независимого центра политических исследований Максим ЛАЦИБА ссылается на статью 22 Конституции Украины: новые законы не могут ухудшать права и свободы, которые уже гарантированы законами действующими. «А данный закон нарушает эту статью, — продолжает он. — Мы были шокированы поправкой о нотариальном заверении. Это значит, что нотариус фактически по паспорту идентифицирует лицо того, кто дает и кому дает. Если некий Стеценко дал на лечение Петренко тысячу гривен, то зачем об этом знать государству? Это гражданские отношения двух субъектов, и государство не должно это контролировать. Но теперь это уже будет находиться в сфере управления Министерства юстиции. Нотариусы — это их паства. Нужно бросить косточку, дать немножко заработать человеку. А у кого взять такие средства? Почему бы не у благотворителей? Но до этого была уже зафиксирована в законе о благотворительности льгота: пожертвования не подлежат обязательному нотариальному заверению. И мы должны защитить эту норму».

Второе предложенное изменение — связано с получением в бесплатное пользование недвижимости и земли. «Авторы закона предлагают убрать слова «при условии их использования с целью благотворительной деятельности». То есть благотворительные организации смогут использовать их не только в благотворительных целях, а значит — стать частью коррупционных схем, заинтересованных лиц», — добавляет Анна Гулевская-Черныш.

«Также этот законопроект призван запретить создание в Украине «фонда Нобеля», то есть благотворительной организации по завещанию», — говорит Лациба. Потому что исключается соответствующее предложение из части третьей статьи 13.

До сегодняшнего дня все обращения общественности к чиновникам так и остались без внимания — 16 августа этот законопроект зарегистрирован в Верховной Раде. Он, кстати, ставит крест и на онлайн-благотворительности. Например, недавно учредительница интернет- проекта «Таблеточки» Ольга Кудиненко подсчитала, сколько переводов для ее проекта было на сумму свыше 850 гривен — 10%. «Но если учитывать то, что от общей суммы — это 82%, — говорит Ольга. — То есть 1 миллион 929 тысяч 623 гривни от всех собранных 2,4 миллионов, то понятно, что такие законодательные инициативы могут убить всю нашу деятельность!» Если бы «Таблеточки» в свое время не получили эти деньги, то волонтеры не приобрели бы необходимое медицинское оборудование и лекарства. А это значит, что 80% больных детей не имели бы помощи. «200 наших малышей не имели бы шанс выздороветь, потому что действовал бы упомянутый закон, а лишь четыре — имели, потому что именно столько в прошлом году государство Украина отправило на лечение за рубеж», — продолжает считать Кудиненко.

И это речь лишь об одном благотворителе. А если перенести эти цифры на все благотворительные фонды, которые занимаются больными, сиротами, пенсионерами, то можно лишь представить, сколько людей не получат благотворительную помощь. Так, за пять лет работы Опекунского совета НДСБ «Охматдет» собрала 60 миллионов гривен. Фактически закон забирает у онкобольных детей 48 миллионов из них. За пять лет они отправили 61 ребенка на операцию по трансплантации костного мозга за рубеж. 49 детей не получили бы такой помощи.

«Наше государство не предоставляет социальную помощь тем, кто в ней нуждается, а еще и фактически пытается запретить людям помогать друг другу», — делает вывод инициатор проекта «Таблеточки» Ольга КУДИНЕНКО.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать