Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Здесь являлась Богородица

01 сентября, 20:28
КАЛИНА И ДМИТРИЙ ВАТАМАНЮКИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Часть нынешнего отпуска мне удалось провести «там, де гори, полонини, де стрімкі потоки й ріки»: в селе Кобаки вблизи Косова и в городке Верховина на Ивано-Франковщине. В Верховине в редакции районной газеты всю жизнь трудилась моя однокурсница по факультету журналистики Львовского государственного университета имени Ивана Франко Калина Ватаманюк. И когда этим летом я пожелала показать внуку горы, мы и собрались в Верховину. Но Калина с мужем Дмитрием (был редактором районной газеты, в то же время много лет возглавлял Всеукраинское общество «Гуцульщина») уже построили дом в Кобаках: поэтому сначала заехали к ним туда.

Кстати, в школе я переписывалась с какой-то девочкой из этого села, адресуя свои послания «Кобаки (Гора)». В памяти не сохранилось даже ее имени, зато на всю жизнь остался интерес к селу, в котором родился писатель Марко Черемшина, и любопытство: что же это такое — «Гора»? А это оказался приселок (на Волыни говорят куток) Кобак, из которого родом и... моя Калина. Так через десятилетие случайного заочного знакомства я прошлась по кобаковской Горе. Как иногда с иронией говорят: бойтесь своих мечтаний — они могут осуществиться. Но это в том случае, если осуществленное не идет тебе во благо. Потому что, даже недолго побывав в здешних живописных краях — в самом, как считают многие этнографы, гуцульском уголке Карпат, — чувствуешь себя обогащенным неизгладимыми впечатлениями. Ведь в Кобаках не только живет моя однокурсница — Здесь являлась Богородица.

ИЗ КОБАК — В ЗДВИЖИН

«У пригорщі брав би тото село, гладив би, як паву, леліяв би, як дрібненьку запашну отаву... Дивісь: хитаєсь межи горами, як велика дубова колиска, чічки розсипає...»

Со времен Марка Черемшины, который так вдохновенно описал родное село Кобаки, если смотреть на него с трассы Коломыя — Куты, и не изменилось. Расположенные на трех высоких террасах, чем-то напоминающих Горинские крутые склоны на рубеже Волыни и Ровенщины, только по-карпатски... И тоже на рубеже — Ивано-Франковской и Черновицкой областей. Отсюда рукой подать до Буковины: и до Выжницы, и до села Ривня, откуда родом Назарий Яремчук, и до Черторыи, которая подарила миру Ивана Миколайчука. А Кобаки, кроме, собственно, Марка Черемшины и автора песни «Засвіт встали козаченьки» Михаила Гайворонского, бывавшего здесь, дали путевку в жизнь и Калине Ватаманюк, ныне известной далеко за пределами края духовной писательнице. На встречу с однокурсницей несколько десятилетий спустя Дмитрий везет нас по такой крутой дороге с неожиданными поворотами, что я шучу: если нас отсюда не вывезут, то назад мы сами и не выберемся.

Когда-то Кобаки называли «красным селом», потому что здесь были самые многочисленные в Украине партийная и комсомольская организации. А теперь проезжаем мимо некого здания с удивительным названием «Клюб», и это действительно бывшее культурное заведение, а сегодня бар-ресторан, — и все храмы, храмы... Старушка церквушка Святого Николая поражает изысканным стилем, потому что является, говорит Дмитрий, памятником архитектуры. В настоящее время она принадлежит общине автокефальной церкви. Эта община имеет в селе еще один величественный храм, построенный на месте сожженной православной церкви, известной также тем, что в ее дворе умер от сердечного приступа Марко Черемшина. Над самой дорогой на церковном дворе стоит камень с памятной надписью об этом событии. Новую обитель для Бога построили и греко-католики, а недавно в Кобаках появилась и община Московского патриархата, которая тоже строит здесь свою церковь.

Но есть в этом селе еще один храм, где служит не один священник и не одного патриархата. Это «Здвижин» — духовно-экологический центр христианской любви и согласия, который и опекает семья Калины и Дмитрия Ватаманюков. Кобаки (кстати, название села произносится с ударением на втором слоге) назывались Здвижином до 1620 года. Но моя однокурсница и ее муж вложили в название своего центра несколько иное содержание. Здвижин — это движение, это продвижение человека, его души к вершинам духовного совершенства, к небу, к свету, к Богу. И каждому христианину, каждой общине, какой бы конфессии они ни были, сюда открыта дорога. Здесь бывают на службе и отец Семен из отдаленного, даже по меркам Карпат, села Грамотне, к которому за благословением и исцелением едут со всего мира, и священник-экзорцист из чина святых отцов-василиан Юрий Савчук (который бывал и в Луцке), и отец Иван Рыбачук из знаменитой Крыворивни, и монахи-священники из Манявского монастыря, и многие другие. Богослужения проходят по воскресеньям, в дни великих церковных праздников и 11 числа каждого месяца.

КРЕСТ

Почему 11-го? В память о явлении на этом месте 11 октября 1934 года Божьей Матери. Вот как описывает эту историю сама Калина Ватаманюк: «На высокой горе на краю нашего села стоит дубовый крест. У этого креста посреди древнего леса — своя история, которая была на самом деле. В одну далекую памятную осень, когда меня еще не было на свете, молодой отец моего будущего одноклассника пахал вот здесь, неподалеку, поле. Осенний день близился к полудню. Пахарь выпряг из плуга коней, а сам присел на свежевспаханную землю, развернул узелок с хлебом и молоком и, осенив себя крестным знамением, начал свой незатейливый обед. Устало повернул голову, где паслись кони, и... глазам своим не поверил. Сверху над разморенной последним теплом землей, не касаясь ее, в воздухе приближалась к нему Матерь Божья с двумя спутниками в белых одеждах. Они прошли мимо, даже не взглянув на молодого пахаря с раскрытым от удивления ртом, и исчезли в светлых лучах осеннего солнца.

В тот же день он решил поставить крест на этом месте. Коце — так его звали — рассказывал многим об этом необычном видении. Но ему не только не верили. Много людей посчитали его помешанным на вере, безумным. Поэтому проходили дни, месяцы, а пахарь не спешил делать крест, чтобы вовсе не засмеяли. А когда позабыл о своем обете — не то во сне, не то наяву ему явился неизвестный посланец и напомнил: данный обет нужно исполнить и крест поставить. За три дня. А не поставишь — знак будешь иметь. Коце срубил дуб, начал его тесать, но не успел закончить работу за три дня. И умерла его первая жена. Рассказывают, что это она не позволяла, чтобы люди не засмеяли, ставить под лесом крест.

Так после печального знака на самой высокой горе села, с которой тогда были видны все Карпаты, появился крест».

Но у этой истории есть продолжение. Калина говорит, что Коце (Николай) Букатчук прожил жизнь скромно, с глубокой верой в Бога. От второй жены у него было двое сыновей, один из них и стал Калининым одноклассником. Однако это было время, когда село погрязало во тьме безверия. На месте поля, где явилась Богородица, вырос дубовый и березовый лес. Крест оказался скрытым между деревьями, но как-то поздней осенью в дом Калины кто-то из соседей принес страшную весть: в лесу, около креста, под колесами трактора погиб 21-летний парень, который только что вернулся из армии. Незадолго перед тем он выполнил партийное поручение: спилил бензопилой поставленный в лесу памятный крест... А третьего дня опять приехал на тракторе за лесом, который рубили неподалеку. Не заметил, как попал под колеса трактора...

«Смерть парня на месте срубленного креста — то не месть Господня, а провидение Господне. Нам, незрячим, глухим. Чтобы прозрели, чтобы услышали. Чтобы уверовали, что силу Божию еще никто не победил и не победит», — напишет Калина много лет спустя, став духовной писательницей. Ведь крест снова появится там же, где был поставлен. К ровеснику погибшего под колесами трактора Василию Григораку также явится во сне посланец и попросит: «Василий, ты поставь на месте спиленного креста новый...»

ГЛАЗАМИ ДУШИ

От нынешнего подворья Ватаманюков на околице Кобак к духовному центру «Здвижин» совсем недалеко. Мы минуем приселок Гора и оказываемся в красивом дубовом лесу. Первое богослужение в «Здвижине» состоялось 11 октября 2005 года, когда здесь в первый раз молились, исповедовали и проповедовали пастве священнослужители трех конфессий: УПЦ КП, Украинской греко-католической и Украинской автокефальной православной церквей. Было несколько тысяч паломников.

В погожий летний день здесь было безлюдно.

— Вот то поле, где Коцю Букатчуку явилась Божья Матерь, — показывает Калина. Стоим мы на возвышении, где и разместился духовный центр. Налево — домик со всеми бытовыми удобствами для будущего монастыря. Идем по дороге, которая напоминает Крестный путь Спасителя. Есть и экологическая тропинка, ведь мы — у подножия Карпат с их чудесной природой. Поклоняемся кресту, образу Божьей Матери. Заходим в церквушку, она освящена в честь Покровы Пресвятой Богородицы и построена в гуцульском стиле. И — чудо дивное. Безграничный покой, ощущение, которое называют благодатью, в этом лесу присутствуют так же, как и в тот осенний день, когда здесь дяде Коцю, которого я в своей жизни не видела, явилась Богородица.

Года два назад, во время командировки во Владимир-Волынский, моя собеседница поделилась книгой, которая, как она призналась, удержала ее на этом свете после семейных драм. Каково же было удивление, когда их автором оказалась моя однокурсница! Так после долгого перерыва мы с Калиной вновь отыскали друг друга. На то время она была уже автором пяти духовных книг, первая из которых — «Від лиця Твого, Господи, судьба моя», уже девять раз переизданная и удостоенная литературных премий Василя Стефаныка и Марка Черемшины.

Именно книги и посодействовали тому, что появился «Здвижин». Ведь одной семье трудно поднять такое дело. Из далекого Чикаго Калине в Верховину позвонила Анна Попадюк, уроженка Коломыи, которая сейчас живет в США. Хотела сделать перевод ее книг на английский. Для Калины такое предложение оказалось настоящей неожиданностью, и она перевела речь на духовный центр, на то, что собираются строить на месте явления Богородицы храм-часовню. Так Анна стала одним из первых спонсоров святого дела. А скульптура Матери Божьей установлена на пожертвование уроженки Львовщины, в настоящее время жительницы Торонто (Канада) Розалии Ковальчук. В Здвижинской каплице и венчаются, и крестят детей, и отмечают золотые свадьбы. Здесь не собирают пожертвований, однако человек сам по велению души может сделать свой вклад.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать