Перейти к основному содержанию

Земля «дышала» убитыми...

Во время фашистской оккупации в Винницкой области погибли более 170 тысяч евреев, среди них умершие от голода и тифа депортированные из Буковины, Северной Бессарабии и Румынии
27 января, 18:28

«Сотни «Бабьих Яров», разбросанных по всему подольскому краю, не должны позволить грядущим поколениям забыть об этой трагедии. А свидетельства очевидцев «с запахом» страха, отчаяния и траура должны уберечь нас от подобных трагедий», — говорит кандидат исторических наук, заместитель директора по научно-методической работе Государственного архива Винницкой области Фаина ВИНОКУРОВА, для которой тема Холокоста и винницких евреев стала делом всей жизни. Ее мать чудом осталась жива во время оккупации, а отец ушел на войну в июне 1941 года и вернулся в октябре 1944 года после тяжелого ранения. Тяжелая память заставила Фаину Винокурову издать немало публикаций, буклетов, обзоров о спасении еврейского населения в Виннице и районах Винницкой области. Крайними стали I и II том «Євреї Вінниччини в період Другої світової війни: маловідомі документи та нові інтерпретації» (III том вышел еще в 2000 году). Они раскрывают подробности массового уничтожения евреев в Винницкой области. Первые расстрелы, как говорит исследовательница, начались с первых дней оккупации.

«ИМ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬВ БЕССАРАБИИ В МОМЕНТ РЕСТАВРАЦИИ НАШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

На многочисленных архивных материалах, в частности, из фондов Государственного архива Винницкой области, в книге воспроизведена политика тотального уничтожения еврейского населения, которая осуществлялась, начиная с лета 1941 года. Массовые расстрелы проводились как на территории Винницкой области, где действовали гетто, так и на ее части, относившейся к Транснистрии. Собственно, именно в южные и юго-западные районы области, которые были под румынами, депортировали более 100 тысяч евреев из Бессарабии, Северной Буковины и Румынии. А учитывая то, что политика Холокоста, которая осуществлялась румынскими оккупантами, исследована значительно меньше, по сравнению с тем, как освещены действия немецких нацистов по отношению к евреям, то отдельные факты из книги опубликованы впервые.

«Реконструируя события румынского Холокоста, следует отметить, что Румыния вступила в германо-советскую войну как союзник Германии с присущей ей политикой антисемизма. Если проследить политику прогерманского диктатора Антонеску относительно еврейского вопроса, становится очевидным, что она продиктована далеко не позицией Берлина, а собственными интересами. В ходе войны диктатура Антонеску не только вернула Бессарабию и Буковину, аннексированные Советским Союзом, но и претворила в жизнь принципы «этнического очищения» — ликвидацию евреев любыми способами, — отмечает Фаина Винокурова. — В директивах и указателях для гражданских инспекторов, отправлявшихся на Буковину или Бессарабию, был специальный раздел «этническая очистка». В нем прописывались меры насильственной миграции еврейского элемента, а также других «чужеродных элементов» с предписанием «им нечего делать в Бессарабии в момент реставрации наших национальных интересов». То есть фактически Румыния, воевавшая на стороне Германии, вела свою войну против еврейского населения. Это было словно возмездие за то, что в 1940 году румынская армия потерпела поражение, особенно в боях за Одессу. С другой стороны, Антонеску просто не хотел, чтобы евреи оставались в румынском тылу».

«КТО ПЕРЕЖИЛ ЗИМУ 1941—1942 ГОДОВ, ТОМУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВЫЖИТЬ»

Преследования, экстерминация евреев происходили и в южных и юго-западных районах Винницкой области, когда подразделения айнзатцгруппы D при соучастии румынских военных и жандармских подразделений расстреливали местных евреев, а также тех, кто застрял на путях эвакуации. В июле-августе 1941 года расстрелы еврейского населения произошли в Могилеве, Ярышеве, Жабокриче, Черновцах, Копайгороде, Ямполе, Шпикове. В августе того же года якобы за «саботаж по сбору урожая» расстреляли евреев в Моевке, Томашполе, Боровце. Только в Ямполе за один день уничтожили 139 человек еврейской национальности, похоронив их на полях бывшего колхоза 20-летия Октября.

«Румынская антиеврейская политика носила хаотический и агрессивный характер. Румыны покидали тела без погребений, что часто не нравилось самим немцам, — продолжает исследовательница. — Массовые уничтожения происходили в транзитных лагерях и на путях депортации. Так, 5 августа 1941 года в город Атаки, по ту сторону Днестра от Могилева, доставили 3 тысячи евреев. В самом Могилеве на то время было 8,5 тысячи бессарабских евреев и 2,4 тысячи местных. Это фактически 80% всего населения городка, то есть жить им было негде, Могилев не мог вместить такое количество людей. Немецкая администрация гоняла их туда и сюда, пока люди не падали замертво. Есть показания, в которых упоминается, как трупы пожилых людей, женщин и детей лежали вдоль дороги. А согласно отчету айнзатцгруппы D от 2 сентября 1941 года, в Винницкую область из Бессарабии и Буковины перегнали 35 тысяч евреев, вернули из числа депортированных через Могилев и Ямполь 27 тысяч, остальные погибли в этапах — от голода, побоев, инфекций...

Однако следует отметить, что румыны не всегда выполняли приказы нацистов. Когда они увидели, что их немецкие союзники терпят боевые поражения, то остановили массовые расстрелы. Неизвестно, как могла бы измениться ситуация, а румыны стремились при любых обстоятельствах остаться «беленькими и пушистыми», — продолжает Фаина Винокурова. — Фактически, кто пережил зиму 1941-1942 годов, тому, можно сказать, удалось получить шанс выжить, потому что с лета 1942-го румыны начали «заботиться» о выживании евреев или, точнее говоря, не запрещали его. Например, в Могилев-Подольской примарии существовал комитет еврейского труда, обеспечивавший работавших евреев питанием. Узникам гетто выдавали по 2 килограмма на каждого члена семьи. Сохранились документы и о других фактах поддержки евреев: скажем, им выдавали патенты на кустарное производство в Могилев-Подольском и Копайгородском гетто».

«ЧАЩЕ ВСЕГО «ВЕЗЛО» ДЕТЯМ»

Более жесткая политика еврейского уничтожения царила в той части Винницкой области, которая не принадлежала к Транснистрии. С первых дней-месяцев оккупации массовые расстрелы проводились в Хмельнике, Терешполе, Могилеве-Подольском. В самой Виннице в период оккупации погибли ориентировочно 25 тысяч евреев. Первый массовый расстрел произошел 19 сентября 1941 года. Евреи были расстреляны в Пятничанском лесу. По свидетельству местных жителей, выстрелы долго гремели на всю околицу, а земля еще несколько дней «дышала» после трагедии. После второй массовой акции, проходившей 16 апреля 1942 года, нацисты оставили в живых только 700 ремесленников-рабочих для обслуживания немецкого войска.

«Если кто-то думает, что евреи не сопротивлялись нацистской системе, то он глубоко ошибается, — убеждает Фаина Винокурова. — Даже в безвыходных ситуациях они находили возможность противостоять геноциду. Чаще всего «везло» детям. Воля к жизни заставляла их рисковать, преодолевать чувство обреченности и находить спасение в, казалось бы, безнадежных ситуациях. В книге содержится воспоминание Миры Гликман: ??она во сне услышала голос родителей, советовавших ей спрятаться. Девушка успела развалить печь и спрятаться под кучей кирпича. Таким образом, она избежала смерти во время акции уничтожения евреев Калиновки».

Трудно понять, что заставляло евреев Винницы, Бара, Браилова, Ильинцев, Калиновки, Липовца, Литина, Немирова, Хмельника других городов и сел Винниччины тысячными колоннами идти к местам казни, терпеть унижение и издевательства, осознавая, что их ведут на смерть. Безоружность? Отсутствие лидера? Готовность покориться судьбе? Каждый из этих ответов в определенной степени имеет смысл. По дорогам Украины шли колонны советских военнопленных: мужчины — молодые, среднего возраста, и мало кто сопротивлялся или решался на бегство. А в колоннах обреченных евреев были беззащитные старики, женщины, дети, однако они не теряли надежды на спасение. Возле могильных ям, когда становилось понятно, что евреев привели на уничтожение, немало отчаянных беглецов настигали вражеские пули.

В книге упоминается рассказ о винничанине Авруме Таксере: он во время еврейского погрома выхватил у гитлеровца оружие, стрелял во врагов, одного убил, другого ранил и бросился бежать по крышам сараев. Его ранили и уже тогда поймали. После страшных издевательств нацисты убили Таксера. Этот пример, как свидетельствуют воспоминания, не только не устрашил евреев, но и придал им силы и укрепил убеждение, что можно вырваться из нацистского ада. Автор приводит примеры сопротивления нацистам даже в такие моменты, когда людей уже фактически лишили возможности в последние минуты перед расстрелом.

«Не подумайте, что это были протесты только личного характера. Евреи участвовали в антинацистском подполье и партизанском движении. Более 300 евреев Винницкой области стали подпольщиками, большинство из них входили в организации, возглавляемые Иваном Бевзом, Иваном Бялером (Прокоповичем). Подпольные группы действовали даже в еврейских гетто, в том числе в Бершаде, Жмеринке и Хмельнике, — отмечает исследовательница. — В составе II партизанской бригады имени Сталина, действовавшей на Ильинеччине, функционировала отдельная еврейская рота численностью почти 200 человек. Ее командиром был Давид Мудрик — молодой еврей, беглец из немецкого лагеря для советских военнопленных, по специальности — минер. Вместе с женой, ее матерью и сестрой содержался в рабочем гетто на Ильинецкой селекционной станции, оттуда они совершили побег и присоединились к партизанам».

«ПАМЯТИ ВСЕХ 227»

В январе 1942 года нацисты готовились к приезду Гитлера в ставку «Вервольф». Появился приказ службы охраны ставки уничтожить всех евреев Стрижавки. Собрали 227 жителей — преимущественно пожилых людей, женщин и детей (мужчины воевали). В ту зиму, как рассказывает Фаина Винокурова, морозы были сильные, земля словно не хотела принимать тела безвинно убитых — выкопать яму было невозможно. Поэтому решили сделать так: в Стрижавке есть тюрьма (это помещение до сих пор сохранилось) с длиннющим каменным забором. Вдоль него выставили 227 евреев и расстреляли, а затем взорвали ограждение — и тела всех погибших оказались под камнями.

«Когда развеснелось, останки тел собаки таскали по всей Стрижавке... Сейчас на том месте установлены два памятника. Один советский. На нем написано: «Жертвам фашизма», потому что с позиции мемориальной культуры нельзя было писать, что здесь похоронены евреи. (Как только тогда не писали: «Мирные советские люди», «жители центральных улиц», «граждане СССР»...) А рядом стоит памятник, который установил своим предкам сын профессора Наума Кветного. Хотя там убили всех его родственников, он не выделил их, а написал: «Памяти всех 227», — рассказывает историк. — Одна девушка, до войны студентка медицинского института Соня Сойфер, вырвалась из рук немецких жандармов и полицейских и побежала на Буг. Лед был крепким, она могла бы перебежать через реку, но пуля ее догнала. Я разговаривала со свидетелями тех событий. Одна женщина так описала гибель девушки: «Лежала она, как израненная черная птица на белой простыне». Евреям, жившим вокруг Винницы, а следовательно — Ставки Гитлера, было труднее остаться незамеченными. Всего во время фашистской оккупации в Винницкой области погибло и умерло от голода и тифа более 170 тысяч евреев, почти 70 тысяч из них на территории Транснистрии, в том числе депортированные из Буковины, Северной Бессарабии и Румынии».

...В своей повести «Все течет» писатель и публицист, сын украинца и еврейки, еврей Василий Гроссман поставил Голодомор украинского народа в один ряд с еврейским Холокостом. Он изобразил голодную смерть украинского ребенка «серед степу широкого» и смерть маленького еврея в концлагере. В 1933 году большевики тайно сбрасывали умерших голодной смертью, а спустя восемь лет фашисты избрали те же места для уничтожения евреев. Волей истории взаимосвязанные судьбы украинского и еврейского народов могут служить человечеству примером взаимоуважения и взаимопонимания — показывать, как, рискуя собственной жизнью, можно спасти чужую.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать