Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Ждем свою почку»

Чтобы увеличить количество трансплантаций, в частности детских, врачи пропагандируют донорство на собственном примере
17 февраля, 16:22
ФОТО ИЗ СЕРИЙ «СЕРЦЕ» / ФОТО ИВАНА ЛЮБИШ-КИРДЕЯ

К счастью, в последние годы количество спасательных операций по пересадке органов существенно возросло. Так, в прошлом году наши врачи провели более 300 трансплантаций, что вдвое больше, чем в 2020-м, и почти в четыре раза  — чем в 2019-м. То есть это уже не диковинка, но еще и не обыденность. Чтобы таких операций было больше, сначала меняли соответствующее законодательство, затем на уровне государства взялись за подготовку трансплант-координаторов, становящихся посредниками между донорами и реципиентами. Впоследствии врачи принялись объяснять населению, чем важна трупная трансплантация (когда врачи констатируют смерть головного мозга, а при этом сердце, почки или печень с согласия родственников можно пересадить другим пациентам). Кстати, когда вы читали слезливые новости о том, что врачам удалось осуществить сразу две или три пересадки органов разным людям, то речь шла как раз о таких историях. Так, жизнь одного человека была утрачена из-за опасных болезней, часто ДТП, но жизни нескольких других граждан были спасены.

Сейчас медики обращают внимание на другой аспект — популяризацию посмертного донорства. То есть при жизни каждый может дать согласие на то, чтобы его органы в случае чего могли стать для кого-то спасением. Конечно, никто не исключает классического поиска доноров в национальной базе данных, но чем больше существует альтернативных вариантов, тем больше шансов у медиков помочь своим пациентам. И в некоторых случаях — кардинально изменить их жизнь. Потому что часто, ожидая трансплантации, пациенты вынуждены жить в больнице. Иногда это не месяцы, а годы. Это касается как взрослых, так и детей.

ДВЕ ИСТОРИИ

Семилетняя София Соловей буквально живет в Национальной детской специализированной больнице «Охматдет» уже более двух лет. Если быть точным, то два года четыре месяца. Видно, что для мамы Татьяны каждый день и неделя в больнице — это невероятные мучения. Семья из Сумской области. Девочка сейчас на гемодиализе, нуждается в пересадке почки. Поскольку в Сумской области процедуру по очищению крови детям не делают, то вынуждены жить в киевской больнице. Сколько времени? Никто не знает. Мама рассказывает, что сначала год и 10 месяцев были в очереди на пересадку почки в Белоруссии. Теперь десять месяцев стоят в очереди в Охматдете.

«Мы попали в Охматдет еще в четыре года. Были в реанимации с вирусно-бактериальной пневмонией, там провели три месяца. После этого отказали почки. Теперь трижды в неделю София проходит гемодиализ, когда четыре часа, а когда шесть. Надо делать пересадку, но среди родственников никто не подходит как донор, — рассказывает Татьяна. — Такие согласия очень важны (на посмертное донорство — ред.), потому что многие дети уже поехали домой с пересаженными почками. И мы тоже ждем свою почку. Все будет хорошо...»

Так должно быть. Ибо за эти детские страдания должно быть обязательно вознаграждение. И это — нормальное детство дома, а не в стенах больницы. Ведь представьте, сколько терпения и выдержки надо проявить ребенку, чтобы несколько раз в неделю фактически по полдня вылежать в кровати, пока огромный аппарат больше ребенка не перекачает и не очистит всю кровь. Дети тут же и играют, и едят, и поют, пытаются улыбаться, но если их спросить, о чем мечтают, скажут вам всерьез — о почке и доме.

Об этом мечтает шестилетний Артем, который проходит процедуру диализа еще с годовалого возраста. Мама Юлия Спасиченко рассказывает, что с самого рождения у сына были проблемы с почками. Мальчик пережил уже и пересадку почки, но новый орган проработал больше года. Затем пришлось снова вернуться к гемодиализу.

«Сложно ему, конечно. Потому что лежать ребенку столько времени... В семье на донора никто не подходит по группе крови. Первая трансплантация была трупной в Беларуси, тогда в Украине этого еще не делали. Сейчас ситуация другая, но ждем, что нам сделают пересадку, — говорит Юлия. — Необходимо, чтобы люди понимали, как важно подписать разрешение на посмертное донорство, чтобы такие детки могли жить... Очень тяжело смотреть на ребенка, которому ты ничем не можешь помочь».

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ

Поэтому медики активно агитируют за распространение идеи посмертного донорства и показывают пример. Недавно стартовала социальная акция в поддержку добровольного прижизненного донорства #ЗробитиБільше #Я_обираю #Я_Донор. «Медики подписывают добровольное прижизненное согласие на посмертное донорство, собственным примером демонстрируя важность такой инициативы для общества и для тех украинцев, которые ждут пересадки органов как единственного шанса спасения жизни. Цель акции — увеличить количество прижизненных согласий на посмертное донорство, повысить осведомленность общества о трансплантации и донорстве», — объясняют суть акции в Министерстве здравоохранения.

К слову, только в Охматдете более 20 детей ждут органную трансплантацию от неродственного донора. «Ежедневно в Украине люди умирают в ожидании пересадки органов. Впрочем, каждый человек даже после своей смерти может спасти от трех до восьми пациентов, — отметил хирург-трансплантолог НДСБ «Охматдет», кандидат медицинских наук, Олег ГОДИК. — За прошлый год в Украине провели 331 трансплантацию, из них 169 — от посмертных доноров. 59 человек после своей смерти спасли жизнь 169 пациентам, которым пересадили их органы. Однако сотни людей еще ждут своего донора. Стать донором — это шанс продолжать делать добро даже после смерти. Мы спасаем украинских детей каждый день и хотим сделать больше. Мы доверяем системе трансплантологии в Украине, своим коллегам-медикам и хотим увеличить количество прижизненных согласий».

По данным Минздрава, в акции #Зроби_більше #Я_обираю #Я_донор уже приняли участие врачи из клинической больницы «Феофания», НДСБ «Охматдет», медицинской сети «Добробут». В ближайшее время к ним присоединятся специалисты Национального института хирургии и трансплантологии им. А. А. Шалимова, Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова, врачи Ассоциации детских больниц Украины.

Сейчас, чтобы стать посмертным донором, нужно обращаться к региональным трансплант-координаторам. Такие специалисты работают в приемных отделениях опорных больниц. У них есть доступ к Единой государственной информационной системе трансплантации. Однако в планах Минздрава совместно с Национальной службой здоровья Украины, Министерством цифровой трансформации и Украинским центром транспланткоординации еще один вариант. Такое заявление и согласие вскоре можно будет подать через портал Дія или через Единый портал административных услуг. Медики верят, что и такое новшество скоро станет привычным и понятным для украинского общества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать