Женские силуэты Киева
Истории красавиц на фасадах столичных домов — в архитектурных легендах от Михаила Кальницкого
Античные богини, загадочная «плачущая вдова», молочницы и работницы и многие другие персонажи ежедневно наблюдают за людьми с фасадов города. Кто они, кому посвящены и что значат, рассказывает киевовед Михаил Кальницкий во время своей лекции «Красавицы на киевских фасадах. Архитектурные легенды города» в Литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова.
Часто фасады украшали кариатидами — скульптурами женщин, которые как будто поддерживают стены. Они бывают пышно одетые и обнаженные, с руками и без, разного телосложения. Кариатиды с роскошными кудрями «сторожат» сооружение по адресу Ярославов Вал, 14, это — бывший дом Леонида Родзянко, возведенный в 1911 году.
ЯРОСЛАВОВ ВАЛ, 14 А. КАРИАТИДЫ С РОСКОШНЫМИ КУДРЯМИ «УДЕРЖИВАЮТ» ЭТИ СТЕНЫ БОЛЕЕ ВЕКА — ДОМ ВОЗВЕЛИ В 1911 ГОДУ
Прищурили глаза — сейчас, кажется, оживут — две статуи на углу Владимирской, 18 и Рыльского переулка. Кариатид можно встретить и на околицах Киева. В Святошинском районе, на улице Львовской, 18 сохранилась бывшая роскошная дача с бледными женскими фигурами на фасаде.
ДОМА С БОГИНЯМИ
Еще одна героиня киевских архитекторов — древнегреческая богиня мудрости Афина. С грозным взглядом и в шлеме она выглядывает с фронтона здания на Олеся Гончара, 55, здания бывших Киевских высших женских курсов. В полный рост, с копьем и в компании античных богов Афина смотрит с дома на Городецкого, 9, возведенном знаменитым подрядчиком Львом Гинзбургом.
ГЕРМЕС И АФРОДИТА, СИМВОЛЫ ТОРГОВЛИ И КРАСОТЫ, ПРИВЕТСТВУЮТ ВСЕХ, КТО ПРОХОДИТ МИМО ЗДАНИЯ НА ГОРОДЕЦКОГО, 9
В целом на фасаде шесть больших статуй. Пара наверху — Гермес и Афродита, символы торговли и красоты. Ниже — Деметра, Аполлон, Афина и Гефест, олицетворяющие плодородие, искусство, мудрость и промышленность.
Понять кто есть кто можно лишь по характерным признаками, таким, как крылатый шлем у Гермеса или колосья в руках Деметры. Раньше образованные люди знали свод греческих богов, как азбуку, потому такие изображения не подписывали. Интересно, что герои фасадов не всегда соотносятся с персонажами конкретных мифов. Те или иные фигуры появляются в соответствии со вкусами заказчика или архитектора. Так, на доме на Саксаганского, 12 изображена женщина — хранительница домашнего очага, от которой убегает Арес, бог войны.
Античные сюжеты рассыпаны по стенам киевского Пассажа, построенного в 1910-х годах. В четырех кругах — мифические сюжеты, наполненные чувственностью. Посейдон держит за плечо жену Амфитриту, оседлавшую дельфина. Гефест любуется женой Афродитой, которая сжимает под мышкой сына-амура. Кто такие мускулистый мужчина и крылатая женщина на третьем барельефе, определить сложно. Михаил Кальницкий допускает, что это могут быть Пелей и Фетида, родители Ахиллеса. Единственный барельеф без женщин — изображение Прометея, который скачет на коне с факелом в руке.
ТРИУМФ КРАСОТЫ
Наиболее известное и, по-видимому, наиболее загадочное женское изображение в Киеве есть на так называемом «Доме плачащей вдовы» на Лютеранской, 23.
В дождь по щекам маски на фасаде стекают капли воды, и кажется, что это слезы. Дом возвели в начале ХХ века, до революции он принадлежал зажиточному купцу Александру Аршавскому, потом предпринимателю Тевье Апштейну. Фактически, хозяйки-вдовы здесь не было. Чье лицо на фасаде, понять сложно. Подсказку дает изображение крыльев по бокам — это должно быть женщина-птица. По рассуждениям Михаила Кальницкого, возможно, это — Гамаюн, женщина-птица, предвещающая будущее.
Роскошное панно украшает дом в Музейном переулке, 4. Сюжет оригинальный, из греческой истории. В центре — полуобнаженная женщина, гетера Фрина из Афин. Группа мужчин справа направляется к Фрине, женщины слева с интересом рассматривают гетеру. Вокруг праздник с танцами. Композицию выполнил скульптор Федор Балавенский, спроектировал дом архитектор Валерьян Рыков.
Иногда барельеф называют «Триумф Фрины». Древние греки относились к Фрине, как к божеству, из-за ее красоты. То ли отвергнутый воздыхатель, то ли жрецы донесли на гетеру. Вроде бы, та накликает гнев богов на Афины, принимая дары за свою красоту как богиня. Фрине грозила смертная казнь. На суде адвокат гетеры, известный ритор Гиперид, как последний аргумент сорвал с нее одежду. Все увидели красоту Фрины, достойную высших почестей, и женщину помиловали. Триумф Фрины символизирует красоту, побеждающую все. В начале ХХ века в Европе приобрела популярность пьеса по этому сюжету. История перекочевала и на фасад киевского здания.
ПРОЗА ТРУДА
Иногда женщины на фасадах изображены за будничной работой. На здании Бессарабского рынка наклонилась молочница с тяжелыми сосудами. На Дмитровской, 37 фасад украшает композиция на тему виноделия. Женщины несут виноград, одна девушка поит мальчика. Раньше в доме был ресторан, что и обусловило жизнерадостный сюжет.
В советские времена женщины на фасадах вооружились серпами, молотами и другими орудиями труда. Как, например, на улице Стадионной, на фасаде Киевского колледжа строительства, архитектуры и дизайна. Но сейчас архитекторы возвращаются к классическим сюжетам. Так, на Гоголевской, 4 на прохожих гордо смотрят две современные кариатиды. И таких композиций полно, только нужно смотреть по сторонам.
Киев имеют немало женских лиц, силуэтов, сюжетов с женщинами. Нужно просто посвятить несколько дней на знакомство с этими «жительницами» киевских фасадов. Как подсказку к будущим маршрутам мы подаем перечень адресов, где киеволюбов ожидают античные красавицы, работницы, кариатиды и другие интересные барельефы.
ЭТА КРАСАВИЦА ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ВИДИТ НОВИНКИ В КИЕВСКИХ БУТИКАХ. ВЕДЬ КОМПОЗИЦИЯ РАСПОЛОЖЕНА НА СТЕНЕ ПАССАЖА НА УЛИЦЕ КРЕЩАТИК, 15
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ!
• «Дом плачущей вдовы», — улица Лютеранская, 23
• «Триумф Фрины» — Музейный переулок, 4
• Композиция с виноградом — улица Дмитровская, 37
• Молочницы — Бессарабский рынок, Бессарабская площадь, 2
• Барельефы на античные сюжеты — Пассаж, улица Крещатик, 15
• Женщина — хранительница домашнего очага — улица Саксаганского, 12 (вообще-то, на этой улице много интересных барельефов)
• Греческие боги — улица Городецкого, 9
• Афина в шлеме — улица Олеся Гончара, 55
• Дома с кариатидами — Ярославов Вал, 14 А, улица Львовская, 18, пересечение улицы Владимирской, 18 и Рыльского переулка
Выпуск газеты №:
№43, (2015)Section
Общество