Перейти к основному содержанию

Живое стоит на правде

Евгений Александрович Сверстюк и его духовное наследие
14 декабря, 10:25

Этот человек, 93-ю годовщину со дня рождения которого мы будем отмечать 13 декабря, был безоговорочным моральным авторитетом для Украины. Точнее, для тех украинцев, которые дорожили и дорожат идеалами (слово, которое совершенно исчезло из лексикона современников, и это весьма показательно) внутренней свободы, национального достоинства, государственной независимости, гуманизма и высших образцов христианской морали и этики.

Евгений Александрович Сверстюк (13.12.1927 - 01.12.2014) - один из интеллектуальных лидеров национально-демократического движения в Украине, выдающийся мыслитель, публицист, литературовед. В исторических энциклопедиях можно найти основные вехи его жизненного пути. А именно: родился в крестьянской семье на Волыни (современный Гороховский район), был младшим ребенком (Евгений Александрович вспоминал, что «по крестьянским традициям молча подразумевалось: я, как младший, буду учиться и после школы»), учился во Львове, получил диплом психолога, преподавал украинский язык в Полтавском педагогическом институте, работал в украинском НИИ психологии, был заведующим отделом прозы журнала «Вітчизна». А после того, как в знак протеста против колониального статуса Украины стал одним из лидеров «шестидесятников», одним из основателей Киевского клуба творческой молодежи (вместе с Аллой Горской, Лесем Танюком, Василием Стусом, Василием Симоненко, Иваном Светличным...) - его уволили со всех постов (в 1965-1972 гг. был ответственным секретарем «Украинского ботанического журнала»).

Широкий, всеевропейский резонанс имели «самиздатовские» работы Евгения Александровича («Собор у риштуванні», «Остання сльоза», «На мамине свято», «З приводу процесу над Погружальським»). Как представляется, именно эти произведения настолько разозлили КГБ и чиновников из ЦК, что после ареста 14 января 1972 года Сверстюку был вынесен максимально суровый из всех возможных приговор: 12 лет колонии строгого режима и ссылка за «антисоветскую агитацию и пропаганду». В колониях (концлагерях!) №35 и №356 (Пермская область) участвовал в многочисленных акциях протеста, голодовках, забастовках. После освобождения, уже в годы независимой Украины, был главой Украинского ПЕН-клуба, одним из соучредителей инициативной группы украинской интеллигенции «1 Грудня», бессменным редактором газеты «Наша віра», автором выдающихся трудов «Блудні сини України», «Гоголь і українська ніч», содержательной уникальной автобиографии.

Это все - внешняя канва жизненного пути Евгения Сверстюка. Каким был он как человек? Вот очень интересные наблюдения волонтерши группы «1 Грудня» Ирины Ясиневич: «Сверстюк и в 80+ мог сесть в авто «через полчаса» и проехать 500 километров. Он выдерживал график международных встреч высокого уровня с тихой улыбкой человека, который имел в жизни настоящие испытания. Мог подняться на 320 ступенек на купол Собора Святого Петра, мог говорить о конституционных актах с баррикад, шутить о Сибири, когда холодно. Шутить о себе. Говорить правду. Мыслить глобально. Видеть стратегию. Мотивировать. Действовать вопреки. Писать пронзительно. Любить цветы и наслаждаться вином. Мог пойти на передний край. И стоять там до конца».

Евгений Александрович писал о «вечном тихом языке правды - его ручей течет через всю историю». Он жил для преодоления инерции страха в обществе. И когда читаешь слова Сверстюка о Василии Стусе: «Василий готов самокритично вносить поправки на фоне невыносимых обстоятельств, что тоже влияет на характер мышления, но не готов поступаться правдой, на которую принято было закрывать глаза. В этом непроходящая ценность слова Стуса: открыть глаза на правду и напоминать, что все действительно живое стоит на правде» (предисловие к сборнику статей Василия Стуса «З таборового зошиту», серия «Библиотека газеты «День» «Бронебойная публицистика», 2012 год).

В этих строках - духовный портрет не только Василия Стуса, но и самого Евгения Сверстюка. Человека, который был убежден: «Жизнь определяется шагами, которые ты делал против течения. Светом, который ты зажег в темноте и среди нареканий на темноту».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать