Жизнь и проблемы «русской улицы»
Современный Израиль — явление в своем роде уникальное. Пожалуй, это единственная страна в мире с открытой и неограниченной иммиграцией по национальному признаку. Сущность присутствия Израиля на политической карте мира, смысл существования его — это собирание рассеянного среди других народов еврейства. В этом и заключается самый простой и понятный смысл сионизма. Хотя в последние годы, особенно с началом массовой репатриации евреев из стран бывшего Советского Союза, сионизм несколько подрастерял свое былое значение. Говорят о так называемом «постсионизме», и сему, на мой взгляд, есть два основных объяснения.
Первым рубежом отказа от сионистских идеалов в их чистом виде послужили Норвежские соглашения и создание Палестинской автономии (1993 г.). Хотя можно сослаться и на значение для Израиля мирного договора с Египтом, подписанного тогдашним главой кабинета Менахемом Бегином и его египетским визави, президентом Анваром Садатом. Однако передача Синайского полуострова Египту не была уступкой части Земли Израиля — Эрец Исраэль, в то время как территория Палестинской автономии расположена в самом сердце исторической памяти евреев — в Иудее и Самарии. Убийство Ицхака Рабина, боевого генерала и блестящего дипломата, явилось подлинной трагедией в новейшей израильской истории и, без сомнения, раскололо общество на два противоборствующих лагеря — сторонников и противников мирного процесса.
Вторым фактором идеологического переосмысления сионизма явилась массовая репатриация «русских» евреев. Не секрет, что такого наплыва соплеменников Израиль в своей еще недолгой истории не видел. Целые города Израиля без обиняков именуются русскими, ибо до 70— 80% их населения — выходцы из бывшего СССР. Некоторые религиозные авторитеты оспаривают сам еврейский характер «русского» еврейства. Конечно, в Израиль едут далеко не всегда люди, проникнутые сионистскими взглядами, но о роли наших бывших соотечественников говорят обычно в уважительных тонах и политики, и журналисты, и просто обыватели. Среди «русских» — огромное количество образованных и интеллигентных людей, имеющих профессии и приличные доходы. Считается, что это они превратили Израиль в экономически мощное государство.
Но и у вездесущих «русских» существуют свои проблемы. Главная из них — удивительная самодостаточность и замкнутость, нежелание абсорбироваться полностью, некая, что ли, немобильность и неадекватность тому обществу, среди которого община существует. Свои магазины, свое телевидение, свой круг общения, почти наверняка исключающий присутствие в нем коренного израильтянина — вот основные характеристики «русской улицы», как именуют общину в Израиле. И это при том, что имея в своем составе около миллиона жителей, община «делает политику» в Израиле в прямом смысле этого слова, что и доказали последние выборы главы правительства.
То, что Ариэля Шарона выбрали «русские», общеизвестно. Но вот известная израильская поэтесса Далия Равикович, исповедующая, как давно принято в среде либеральной израильской интеллигенции, левые взгляды, по итогам выборов открыто заявила, что считает недопустимым участие репатриантов в выборах, ибо они не являются знатоками ни языка, ни истории, ни современной политической ситуации в Израиле. Ее, конечно, осадили, но вот в чем не права г-жа Равикович? Ведь она, в сущности, лишь озвучила американский вариант абсорбции, с непременной сдачей экзамена по английскому языку и лишь затем получением права на гражданство.. Но в том то все и дело, что Израиль и, скажем, Соединенные Штаты — страны хоть и схожие в чем- то, но отличающиеся в основном — в характере государства. Израиль сейчас переживает тот этап своей истории, который Штаты прошли на заре своего существования — этап формирования путем открытой иммиграции. Но политические воззрения дороже, и поэтому левоориентированная г-жа Равикович, недовольная поражением левого кандидата Эхуда Барака, упрекнула «русскую» общину своим заявлением, что она правоориентированная и в большинстве своем выступающая против мирного процесса.
Сему есть пояснение, и оно содержится в самом факте массового наплыва «русских» евреев в страну. Люди едут из экономически неблагополучных стран, и в случае неуспешной абсорбции отступать им некуда, ибо Израиль, в большинстве случаев, их последняя надежда на достойную жизнь. Вот и не хотят они никаких территориальных уступок в обмен на мир, а уж если палестинцы идут на обострение конфликта, как произошло недавно (я имею в виду «интифаду Аль-Акса», начавшуюся в сентябре прошедшего года с визита тогда еще лидера оппозиции Ариэля Шарона на Храмовую гору и продолжающуюся, в сущности, до сих пор), тогда гневу нет предела. Недаром лидеры двух крупнейших «русских» партий — Натан Щаранский и Ивет (Авигдор) Либерман — члены шароновской команды, активно агитировавшие «русского» избирателя поддержать Шарона и тем самым, ни много ни мало, спасти страну от «капитулянтской» политики Барака, готового даже разделить Иерусалим ради будущего мира.
Впрочем, Шарону от мирных переговоров не уйти, и вряд ли это понравится «русской улице».
Поживем — увидим.
Выпуск газеты №:
№81, (2001)Section
Общество