Перейти к основному содержанию

Жизнь на колесах

«Ассоциация велосипедистов Киева» - о мировых велостандартах и перспективах развития украинского велодвижения
01 июня, 10:58
Фото Николая ТИМЧЕНКО, "День"

Сегодня велосипед стал одним из самых приоритетных транспортных средств в Европе и ведущих странах мира. Ежегодно совершенствуется велосипедная инфраструктура; принимаются решения об увеличении вело-пешеходных зон вместо автомобильных трасс; на государственном уровне лоббируются законопроекты о всесторонней поддержке велосипедного движения. Копенгаген, Богота, Монреаль, Портленд, Берлин, Париж десятилетиями совершенствуют условия передвижения на велосипеде в городе, а знаменитый Амстердам уже более полувека носит гордый титул «велосипедной столицы Европы».

Более того! В мире не просто делают безопасные и удобные велодорожки, но и создают новые инфраструктурные объекты для нужд велосипедистов. В частности, в Копенгагене на перекрестках со светофорами установили специальные подставки для ног, чтобы велосипедисты могли отдохнуть, пока ждут зеленый свет, а в нидерландском городе Утрехт совсем недавно установили новую разумную сенсорную систему мирового регулирования движения Flo, которая использует датчики для определения скорости велосипедистов на расстоянии 120 метров перед светофором и сообщает, когда нужно ускориться, поддержать темп или замедлиться, чтобы попасть именно на зеленый свет. Это уже не говоря о лавках-велопарковках, которые есть почти во всех европейских городах.

Недавно ОО «Ассоциация велосипедистов Киева» (АВК) призвала городские власти содействовать развитию велоинфраструктуры в столице. В открытом заявлении Совета АВК к мэру Киева Виталию Кличко активисты подробно описали существующие проблемы велосипедного движения в городе и предостерегли власть от возможных случаев саботажа.

Почему так важно создать безопасную велосипедную инфраструктуру в Киеве, какие существуют стандарты велоинфраструктуры в мире и в каком состоянии находится велосипедное движение Украины, «День» спросил у Ксении СЕМЕНОВОЙ, советника городского головы Киева по вопросам развития велоинфраструктуры, вице-президента Европейской федерации велосипедистов, координатора работы АВК в Киеве.

«ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРА В 10-30 РАЗ ДЕШЕВЛЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ»

- Почему развитие велосипедной инфраструктуры является одним из самых приоритетных направлений благоустройства стран с высоким уровнем жизни?

- Велосипедный транспорт является экономичным способом создать дополнительные возможности для передвижения по городу: велоинфраструктура в 10-30 раз дешевле автомобильной, экономно использует ограниченное пространство улиц (особенно в центре), недорогая в содержании, а велосипедом может пользоваться почти каждый. Города с большим количеством людей на велосипедах более безопасны, имеют лучшее качество воздуха и в целом более привлекательны для жизни. В развитых странах продолжительность жизни постоянно растет, соответственно растут и расходы на социальное обеспечение людей пенсионного возраста. Создание возможностей для активной повседневной жизни для пожилых людей, в том числе и регулярного пользования велосипедом, позволяет городам существенно экономить на затратах на здравоохранение.

- Какие города можно считать эталоном велосипедной инфраструктуры?

- Любая европейская столица сейчас тем или иным образом является хорошим и интересным примером поощрения жителей пользоваться велосипедным транспортом. Варшава - очень интересный пример для нас, ведь велотранспорт здесь массово появился не так давно в результате целенаправленной политики мэрии. Качественный общественный транспорт (в частности трамвай) и современная велоинфраструктура делают этот город интересным для подражания.

«МЫ ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА НЕМЕЦКИЕ СТАНДАРТЫ»

- Расскажите об основных стандартах мировой велоинфраструктуры?

- Все зависит от интенсивности автомобильного, пешеходного и велосипедного трафика в городе. Мы ориентируемся на немецкие стандарты, где велополоса рекомендована 1,85 м, велодорожка от 1,60 м до 3 м.

Рекомендован асфальт, брусчатка или другой неровный материал только там, где намеренно нужно замедлить движение велосипедистов. С пешеходами должно быть четкое разграничение (плитка на пешеходной части, асфальт на вело, бордюр между зонами для пешеходов и велосипедистов). Ключевые факторы: хорошая видимость велосипедистов для автотранспорта на перекрестках, однозначная трактовка разметки и приоритета проезда всеми участниками дорожного движения. Желательно организовывать первоочередной проезд велосипедистов через перекресток - потенциальную зону конфликтов между авто и вело.

«УКРАИНСКАЯ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРА НАХОДЯТСЯ В ЗАЧАТОЧНОМ СОСТОЯНИИ»

- В каком состоянии находится современная украинская велоинфраструктура?

- Зародышевом. В большинстве крупных украинских городов есть максимум 1-2 велодорожки. Системно развивают велоинфраструктуру и создают велосеть, объединяющую между собой улицы города, пока только Львов и Винница. Киев удачно стартовал, но затормозил: после создания первого полноценного веломаршрута, который соединил спальный район города с центром "Троещина - Европейская площадь", в городе не начали строительство ни одного другого. Для сравнения - во Львове есть уже 85 км велосети, в Виннице - 33 км, в Киеве - 26 км. В рейтинге самых комфортных городов Украины Винница и Львов стабильно в ТОП-5, Киев далеко не в первой десятке. Совпадение? Не думаю.

Город, удобный для велосипедистов, - это комфортный город для всех людей, потому что это прежде всего безбарьерный город. Удобный для пожилых людей, родителей с детьми, людей на инвалидных колясках и людей, которые временно передвигаются на костылях. К тому же удобные условия для движения велосипедистов предусматривают уменьшение скорости движения автотранспорта. В Берлине, например, на маленьких улицах в жилых кварталах лимит скорости автомобиля не более 30 км/ч. Безопасно становится не только велосипедистам, но и пешеходам, ведь чем меньше скорость транспорта, тем меньше вероятность смерти в ДТП.

В Украине уже приняты стратегии развития велоинфраструктуры - велоконцепции - в 25 городах. В Киеве такую велоконцепцию разработали и готовятся вынести на голосование Киевсовета.

ЗАЧЕМ УКРАИНЦАМ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРА

- Насколько вообще для украинцев актуален вопрос создания удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры?

- Вопрос велоинфраструктуры - это вопрос безопасности на дороге для всех. В Украине уровень травматизма и смертности в результате ДТП является одним из самых высоких в Европе. По данным Минздрава, 43% погибших в ДТП в 2016 году - это пешеходы и велосипедисты. Безопасная велоинфраструктура способствует уменьшению смертности на дороге.

Не надо забывать, что велоинфраструктура - очень прибыльная для общества инвестиция во многих аспектах, не только в сфере безопасности. Согласно последним исследованиям Европейской федерации велосипедистов, экономические преимущества стран Евросоюза от велосипедной езды составляют 513 млрд евро. Оказалось, что велосипед дает прибыли не только в транспортной и экологической сферах, но и в здравоохранении (190 млрд евро экономят в ЕС ежегодно благодаря здоровым гражданам), промышленной (чем больше велосипедистов в городе, тем больше продажи малого и среднего бизнеса) и социальной сферах (велосипед способствует социальной интеграции).

В Киеве есть спрос на велосипедную инфраструктуру, о чем свидетельствуют результаты подсчетов велосипедистов. В течение последних двух лет количество велосипедистов в Киеве растет ежегодно на 10% в будний день. Там, где уже есть условия для движения велосипедистов, прирост еще больше: за год на велодорожке по ул. Оноре де Бальзака (веломаршрут Троещина - Европейская площадь) количество велосипедистов увеличилось на 50%.

«МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ КИЕВ ВЕЛОСИПЕДНЫМ ГОРОДОМ»

- Расскажите, как Ассоциация велосипедистов Киева способствует развитию велодвижения в городе?

- Миссией АВК как общественной организации является комфортный и безопасный Киев, в котором каждый имеет возможность ездить на велосипеде. Мы работаем в трех направлениях: лоббируем и контролируем появление удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры в Киеве, популяризируем велосипед как вид транспорта и работаем над изменениями в украинское законодательство, пытаясь сделать его дружественным для велосипедистов. Еще мы первые начали подсчет велосипедистов в Украине.

Чтобы сделать Киев велосипедным городом, мы следим за проектированием и строительством велоинфраструктуры, предоставляем рекомендации по лучшей организации движения велосипедистов, а также разрабатываем и лоббируем изменения в нормативные документы.

Ассоциация велосипедистов Киева продвигает велосипед именно как транспорт для поездок в городе. Для этого наши акции "На велосипеде на работу", Велопарад девушек, конкурс для бизнеса "Велоработодатель года". Кроме того, мы следим за вело-ДТП и оказываем помощь сбитым велосипедистам (ВелоХелп). Также обмениваемся опытом с велоорганизациямы других городов и стран на ежегодном Велофоруме, который в этом году пройдет в Николаеве.

- На что в вопросах развития велоинфраструктуры вы посоветовали бы обратить внимание городской власти Киева?

- Сейчас в департаменте градостроительства и архитектуры КГГА завершается работа над концепцией развития велоинфраструктуры в Киеве. Этот документ содержит подробную информацию о том, что Киев должен делать, чтобы достичь цели увеличить процент путешествий на велосипеде с 0,1%, которые имеем сегодня, до 5%, задекларированных Стратегией развития г. Киева до 2025 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать