Жизнь солдата срочной службы в Украине оценена в 3700 гривен
Ежегодно в нашей стране при исполнении гражданского долга погибает более 400 ребятС тех пор прошло более четырнадцати лет, но его мать до сих пор не знает, почему погиб сын.
Анна Захаровна Воробьева сказала корреспонденту «Дня»: «Как заместитель председателя Организации матерей солдат, погибших в мирное время, города Запорожье я утверждаю, что так же, как и десять лет назад, в украинской армии совершенно бессмысленно погибают восемнадцатилетние мальчишки. И так будет продолжаться до тех пор, пока военное законодательство не определит права солдат и механизмы, с помощью которых они смогут защитить свою жизнь и достоинство».
Из общего числа погибших при исполнении гражданского долга более 30% мальчишек стали жертвами дедовщины. Многие из тех, кто подвергался унижениям, но остался в живых, вернулись домой инвалидами.
По мнению отслуживших в армии ребят, главная причина «процветания» дедовщины кроется не в жестоком отношении солдат друг к другу, а стремлении среднего командного состава использовать дедовщину в целях воспитания строптивых. Офицеры не боятся потерять работу, поскольку действующее законодательство не предусматривает увольнения за подобные действия. Им также не страшна огласка, так как солдат не имеет права обращаться в государственные органы и к должностным лицам, а должен все свои вопросы решать с прямым начальством.
Володя Войцеховский из Бердичева был избит сержантом в одну из ноябрьских ночей 1997 года. Около полуночи сержант пришел в казарму, разбудил якобы провинившегося Володю и начал избивать, не обращая внимания на то, что сбитый с ног парень ударился головой об стенку и потерял сознание. Придя в себя утром, перепуганный и избитый мальчишка никому о случившемся не рассказал. Молчал и солдат, дежуривший в ту ночь «на тумбочке».
Через несколько дней у пострадавшего поднялась температура, начались головные боли и командир был вынужден отправить его в отпуск. Дома мать уговорила сына обратиться в больницу. Но поскольку даже врачу Володя не сказал про истинную причину своего недомогания, его направили в Житомирский военный госпиталь, где более 20 дней лечили от менингита. Между тем Володе становилось все хуже, и только после того, как мама настояла на проведении томограммы, был определен настоящий диагноз: множественные гематомы мозга.
После операции в Одесском госпитале мать Володи обратилась в соответствующие органы с просьбой назначить сыну пенсию по факту полученных во время службы в армии травм. Но оказалось, что пенсия Володе не положена.
— С мамой Володи Войцеховского мы познакомились в Одесском госпитале, — рассказывает председатель Всеукраинской организации солдатских матерей Валентина Артамонова. — Ко мне подошла лечащий врач Володи и попросила помочь ему оформить пенсию, что оказалось делом крайне сложным и почти невозможным. Согласно законодательству пенсия может быть назначена только в том случае, если факт получения травм документально подтвержден командованием и врачом части, в которой служил солдат. Естественно, этих документов у Володи не было. Мы смогли их получить только после того, как мать Володи подала в суд иск, чем вынудила руководство части оформить необходимые документы.
Подобной ситуации не произошло бы, если бы Володя знал свои права и не боялся открыто говорить о случившемся.
К сожалению, сегодня солдаты срочной службы практически незнакомы с законодательством и не могут использовать его положения в своих интересах. «Гуманитарная и правовая подготовка проводится на очень низком уровне, — считает В.Артамонова. — А в некоторых частях эти занятия заменяются работами на стройке, в теплицах или столовой».
Несколько лет назад при Государственном комитете социальной и правовой защиты военнослужащих работали юридические консультанты. Если у солдата возникали проблемы, он мог найти в своей части телефоны районного специалиста и обратиться к нему за помощью. К сожалению, сейчас комитет расформирован и помочь ребятам некому. Недавно Всеукраинская организация солдатских матерей обратилась к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой ввести в штат областных администраций должность сотрудника по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих срочной службы. Но ответ пока не получили.
Впрочем, несмотря на юридическую безграмотность солдат, каждый из них знает, что за самовольный уход с места службы он будет наказан лишением свободы согласно Уголовно-процессуальному кодексу. Большинство ребят перспектива тюрьмы пугает, и они терпеливо выносят унижения и побои, но некоторые решают, что лучше провести два года за решеткой, чем продолжать службу. По словам Валентины Андреевны, чаще всего дезертирами становятся мальчишки, которые по психологическим характеристикам и общему состоянию здоровья не должны были быть призваны в армию. Недавно в ОСМУ обратилась мать одного из таких дезертиров.
Сбежав из части, Сергей более месяца шел домой пешком. Заблудившись, попал в одно из сел Днепропетровской области, где добрые люди обогрели истощавшего солдата и нашли способ отправить в Киев. Но за время Сережиных странствий его командир был вынужден возбудить уголовное дело и мальчишке грозил суд.
Поговорив с Сережей, представители ОСМУ настояли на проведении медицинского обследования, после которого выяснилось, что парень очень болен и должен быть немедленно комиссован.
В Украине многие солдаты до призыва никогда не посещали врача и не имели медицинской карточки. Валентина Артамонова считает: «Необходимо ввести систему взаимодействия министерств обороны и здравоохранения по вопросу призывников. Если Минобороны Украины получит право отслеживать состояние диспансеризации подростков, а так же непосредственное лечение призывников, ситуация изменится к лучшему. Если же ошибка все-таки произошла, государство обязано компенсировать ребятам моральный и физический ущерб. К сожалению, сегодня даже пенсии и государственные страховки выплачиваются нерегулярно. В общей сложности, государство задолжало бывшим солдатам и матерям погибших около 16 млн. гривен. Более того, до сих пор не произведен, в связи с прошедшей инфляцией, перерасчет страховых сумм с момента заключения договора до момента выплаты денег. Ставший инвалидом в армии нетрудоспособный двадцатидвухлетний парень получает пенсию в 37 гривен, мать погибшего — одноразовую компенсацию в размере 3700 гривен и надбавку к пенсии 24 гривни. Таких смешных пенсий нет ни в одной стране мира!»
Выпуск газеты №:
№49, (1999)Section
Общество