Перейти к основному содержанию

«Знания нужны, чтобы по крайней мере не говорить глупости»

Двое ученых начинают цикл лекций о математике выборов и логических решений. «День» узнавал детали
29 сентября, 11:33

С Ириной Егорченко, кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником Института математики НАН Украины, «День» часто общается на образовательные темы. В частности, расспрашивает о проблемах развития школ и вузов. В этот раз поводом для беседы стала совместная инициатива Ирины Егорченко и ее коллеги из общественной организации «Точка роста: образование и наука» Светланы Благодетелевой-Вовк. Научные работники внедряют инициативу «Математическое движение: образование для взрослых». Это цикл лекций и мастер-классов по основам математики. Первая встреча запланирована на 27 сентября в пространстве для родителей и детей Mini Maison co-working & kids.

Семинар-дискуссия «Как заинтересовать детей учить математику, невзирая на недостатки школьного образования», предусматривает обсуждение целого блока вопросов: роль математики в успешном обучении, почему возникают проблемы с математикой, методы заинтересованности детей этим предметом, математические развлечения и необходимость приобретения опыта успеха, что такое «математика для жизни» и зачем нужны логарифмы с синусами. Поэтому после такого анонса не было колебаний относительно того, расспрашивать ли Ирину Егорченко об особенностях курса и его важности в жизни каждого из нас. «День» начал разговор с ней с причин появления инициативы «Математическое движение: образование для взрослых».

«ОСНОВНАЯ УГРОЗА ИНТЕГРИРОВАННЫХ КУРСОВ — ПРИМИТИВИЗАЦИЯ»

— Вместе со Светланой Благодетелевой-Вовк давно думаем над тем, что можно сделать с математикой в школе. Фактически, как-то улучшить ее преподавание для детей невозможно. На это есть разные причины, в частности, враждебность к математике и естественным наукам со стороны Министерства образования и науки. 

— Имеете в виду намерения Минобразования внедрить в старшей школе интегрированные курсы по изучению этих предметов?

— Да. С одной стороны, есть понимание МОН, что для усовершенствования преподавания математики и естественных наук необходимо провести большую работу, а это будет вызывать сопротивление и учителей, и родителей. Минобразования не хочет этим заниматься. Зато хочет упростить все максимально, чтобы не решать проблему учителей, материального обеспечения школы для изучения естественных наук, а сделать все примитивно.

Основная угроза интегрированных курсов, как показывает опыт других предметов, например, по основам безопасности жизнедеятельности, — с ними происходит формализация и примитивизация. Обучения на таких курсах практически нет, дети либо конспектируют учебник, либо учитель пересказывает какую-то бессмыслицу. Поскольку это интегрированный курс, то преподает его кто угодно. Часто преподаватель, которому не хватает часов, — то есть это не требует какой-то квалификации. Есть случаи, когда квалифицированные учителя не берутся за это, не считая себя профессионалами в таких сферах.

— Получается так, что вы с коллегой взялись спасать ситуацию, внедряя математические курсы для родителей?

— На первый взгляд, это выглядит именно так. Но среди родителей есть большое непонимание, зачем это нужно. Это не наш контингент, они не пойдут на наши курсы. Но есть много тех, кто понимает: что-то не то происходит в образовании, а помочь этому самостоятельно невозможно. И хотят хотя бы разобраться, понимая, что математика необходима, но они ее забыли и не могут самостоятельно преподать детям.

В настоящий момент, к сожалению, работает не очень хорошая система, когда в учебниках по математике есть много глупостей, которым трудно противодействовать. Есть непонятные вещи. Например, при решении задач учитель говорит ученикам начальной школы, что два умножить на три — это правильно, а три на два — нет. За «неправильный» с точки зрения странной методики порядок умножения снижается оценка. Педагоги объясняют, что так нужно, и дети так лучше понимают. Но это абсолютно не так. Это претензия к авторам учебников и к специалистам МОН, которые их пропускают и выдают свои грифы. А родители смотрят на это квадратными глазами.

«МНОГИЕ РАЗДЕЛЫ МАТЕМАТИКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЖИЗНИ»

— Получили ли вы первые отзывы на появление математического движения?

— Курс еще не начался, но уже есть отзывы от заинтересованных людей. У нас будет три категории аудитории. Одна — родители, вторая — программисты. Мы сами этого не ожидали, и когда объявили о курсах математики для взрослых, появилась заинтересованность от программистов, которые высшую математику не очень хорошо учили. А теперь оказывается, что развитие программирования требует математических знаний, хотя бы обычных классических. Поэтому попробуем преподавать математику, ориентированную на программистов. Это будет обычная высшая математика, возможно, с коррекцией на то, что люди просто хотят знать это и не будут сдавать экзамены. Здесь не нужно сосредоточиваться на алгоритмах решения каких-то задач. Нужно просто понимание процессов.

Третья категория — экономисты. В Украине нет обучения экономике как таковой, потому что в этом курсе отсутствует математика. Принимаются студенты с низким уровнем математических знаний, в вузах повышать его никто не собирается. Наоборот, во всех университетах преподавание математики очень сильно сокращают. В настоящий момент фактически нет качественной подготовки инженеров, выпускаются инженеры со знаниями на уровне начального образования. В университетах такое количество математики, с которым выучить что-то невозможно.

Ирина Егорченко: Логика — тоже важная часть человеческого мировоззрения и знаний. Это важный элемент критического мышления. Также теория вероятности и статистика, что нужно даже для принятия личных решений. А еще — финансовая математика. Это все можно объяснить на популярном уровне. Но цель нашего курса — дать понимание людям, что такие понятия существуют, что информацию нужно искать по определенным ключевым словам, если хотят изучить это на профессиональном уровне.

Мы надеемся, что не будем одни, что другие люди с другими подходами будут продолжать наше дело. Конечно, это платный курс, потому что наши возможности волонтерства ограничены, и это требует большой работы. Пока планируем модульную систему, проведение мастер-классов, где будут объяснять что и к чему. Думаю, часть людей поймет, как учиться самостоятельно. Важно осознавать, что жизнь так усложнилась, что есть много разделов математики, которые используются каждый день, — о них, мне кажется, многие хотели бы узнать.

— Что это может быть?

— Например, математика и выборы. Речь идет о принятии решений, преимуществах и недостатках разных избирательных систем — это должно было бы преподаваться в вузах, это можно объяснить на основе простой арифметики. Есть понятие массовой грамотности, но люди не совсем понимают, что это. Министерство образования тоже это пропагандирует, но четкого понимания, что это должно быть, нет. А это понимание множественных данных, выявления того, как они используются в манипуляциях.

Логика — тоже важная часть человеческого мировоззрения и знаний. Это важный элемент критического мышления. Также теория вероятности и статистика, что нужно даже для принятия личных решений. А еще      — финансовая математика. Это все можно объяснить на популярном уровне. Но цель нашего курса — дать понимание людям, что такие понятия существуют, что информацию нужно искать по определенным ключевым словам, если хотят изучить это на профессиональном уровне.

«ЧАСТО ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТРАНСЛИРУЮТ ДЕТЯМ СОБСТВЕННЫЙ СТРАХ МАТЕМАТИКИ»

— Мы с вами неоднократно обсуждали, что уровень знаний в школе в настоящий момент не достаточно высок, и не только по математике. Новый закон «Об образовании» дает учителям больше возможностей в выборе методик, учебников и ресурсов для преподавания предмета. То есть в инструктажах от МОН они не ограничены. Есть ли у нас шанс за счет такой свободы действий прорваться и преподавать математику интересно, полезно и с хорошими результатами?

— Во-первых, закон не предусматривает надлежащее количество часов для изучения математики в школе, времени очень мало. Вторая проблема — это преподаватели математики. Среди них хорошие, но большинство, особенно молодые, проходят в вузы с низкими баллами, сами математику не знают, но при этом должны учить детей. Они будут только пересказывать учебник и задавать детям задачи из книжек. Нужно переучивать этих учителей, но это нельзя сделать быстро, необходимы корректирующие курсы. Многие преподаватели транслируют детям собственный страх математики, это распространенное явление. Фактически передают страх знаний, образования и обучения.

— Поскольку речь идет о школьниках, получается, опять родители должны брать ситуацию в свои руки?

— Только так. Родители должны понимать проблему, с законом или без него. Образование детей — это дело родителей. Государство им не поможет. Есть высшее физико-математическое образование для талантливых детей, но есть постоянные попытки все это убрать.

«ЧТОБЫ СТИМУЛИРОВАТЬ ДЕТЕЙ К ЗНАНИЯМ, НУЖНО УЧИТЬСЯ САМОМУ»

— Как тогда вызывать и развивать интерес к математике у детей?

— Стимулировать среди детей интерес к знаниям очень сложно. Один из способов — чтобы родители сами это учили. Дети смогут заинтересоваться, когда родители будут сами что-то знать и видеть математику в окружающем мире. Взрослые должны знать о такой проблеме и понимать, что по планам МОН преподавание математики будет ухудшаться и становиться более примитивным. Я даже видела доклады людей, которые продвигают идеи математических компетентностей, то есть это внесение в преподавание математики примитивных идей, задач — например, считать какие-то памятники в девятом классе. Такая деятельность вытесняет математику из математики. Есть интересная «идея» математики для жизни, которую постоянно продвигают наши руководители. Во-первых, для какой жизни? Малообразованного человека, который выполняет примитивную физическую работу или просто регистрирует бумажки в журнале или продает билеты? Или для жизни образованного человека? Во-вторых, идея прогнозировать, что будет нужно ребенку через 30 лет, мне кажется странной. Или позиция взрослых: мне логарифмы знать не нужно, значит — ребенку тоже не нужно. Такая логика как раз доказывает, что математику знать необходимо, потому что человек демонстрирует отсутствие логического мышления и претензии на какие-то глубокие выводы без наличия знаний. То есть знания необходимы для того, чтобы по крайней мере не говорить глупости.

— В завершение — вы в математике знаете все от А до Я. Откуда у вас этот интерес, и в какой момент математика стала вашей темой?

— Мои родители, невзирая на то, что получили среднее образование в глухих селах, понимали, что математика нужна. Они пытались учить меня с детства. В школе я увидела, что это интересно, что у меня это хорошо получается. Я училась в обычной школе, у нас был математический кружок. Я принимала участие в олимпиадах. В шестом классе заняла первое место на городской олимпиаде в Киеве и осознала, что буду математиком. Хотя понимала, что мне нужен английский язык, потому не ушла из своей английской спецшколы. Ходила на математические кружки, училась в заочной математической школе, в библиотеке брала книги. Было убеждение, что хоть и буду математиком, мне нужно широкое и разнообразное образование, что в современном мире тоже важно для большинства.


К ТЕМЕ

Решай, как дети!

Украинские школьники побеждают на международных соревнованияхпо математике и — вдохновляют преодолевать собственную необразованность


ФОТО С САЙТА 24tv.ua

«Есть кем гордиться! Сразу девять украинских учеников вошло в первую десятку на 31-м Международном чемпионате по решению логических математических задач во Франции. Поздравляю наших школьников с блестящей победой и желаю новых достижений и свершений!», — написал на днях в Facebook премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Как рассказывается в сюжете канала «24», в первой десятке победителей соревнования, которое проводилось в Париже, оказались девять школьников из Харькова. Между прочим, самый молодой нынешний призер чемпионата — украинец Кирилл Гонтар. Также, сообщается в сюжете, он является единственным, кто выполнил самое сложное задание по логике. Готовиться к соревнованиям детям помогали школьные учителя и преподаватели кружка «Физматик», который работает на базе Харьковского национального университета радиоэлектроники.

Обычно, пишут на сайте Харьковского горсовета, в Международном чемпионате по решению логических математических задач принимают участие школьники 1—11 классов и студенты высших учебных заведений. Каждой возрастной категории предлагают ряд творческих нестандартных задач и по результатам их решения определяют победителей. В этом году в чемпионате приняли участие 538 учеников, студентов и преподавателей из Украины, Франции, Швейцарии, Туниса, Канады, Бельгии, Италии, Нигера, Польши, России. От Украины в чемпионате принял участие 21 ученик.

«Математическим гением» называют недавнюю выпускницу Черкасского физико-математического лицея Фионг Ань Чан. В прошлом году она стала призером международного конкурса молодых ученых Intel ISEF 2016 в категории «Математика». На конкурсе Фионг Ань Чань представила свой проект, посвященный исследованию фигурных чисел (общее название чисел, связанных с той или другой фигурой).

Пример украинских школьников вдохновляет? Тогда вам «домашнее задание»: попробуйте прочитать книжку «Как никогда не ошибаться. Сила математического мышления» Джордана Элленберга. Недавно издательство «Наш Формат» представило ее на украинском языке. На сайте издательства рассказывают, что автор показывает, как проблемы в политике, медицине, бизнесе и даже богословии разрешаются с помощью математики.

Поэтому преодолевайте детские страхи и погружайтесь в мир чисел и формул.

Подготовила Мария ПРОКОПЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать