Перейти к основному содержанию

Бронежилет надел только после своих бойцов...

Начальник отделения связи штаба 51-й бригады Виктор Хмелецкий погиб на Савур-Могиле
23 марта, 15:52
ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ВИКТОРА ХМЕЛЕЦКОГО

За время проведения антитеррористической операции погибло 1750 украинских военных, сообщило в воскресенье Министерство обороны на своем официальном сайте. «На сегодня Национальный военно-исторический музей Украины имеет в своем распоряжении самый полный массив данных по погибшим украинским солдатам и бойцам добровольческих батальонов с начала боевых действий. Общие сведения в формате — фото, дата и место рождения, дата и место гибели, подразделение, звание, должность, обстоятельства гибели, место захоронения собранные на интернет-ресурсе «Книга пам’яті загиблих». На сегодня в базе находится 1750 человек, это данные до 1 февраля 2015 года», — идет речь в сообщении. Ужасная цифра, за которой, — потерянные вселенные человеческих душ. «День» продолжает публиковать истории воинов, погибших за нас. Мы не имеем права забывать и считать статистикой тех, кто отдал самое дорогое за наш покой. Сегодня мы рассказываем о начальнике отделения связи штаба 51-й бригады Виктора Хмелецкого, руководителя группы быстрого реагирования «Ястреб» батальона «Айдар» Олега Сидора и старшего лейтенанта Николая Карнаухова, который был сапером в 57-й бригаде. Все они погибли, выполняя свой военный долг.

Предыдущие — в разделе «Они погибли за нас».


Родители Виктора, его жена и двое детей живут в военном городке во Владимир-Волынском. Жизнь небольшого — 40 тысяч населения — городка особо сфокусирована на механизированной бригаде, до недавнего времени 51-й, а теперь — 14-й. Через дорогу от дома родителей — собор великомученика Юрия Победоносца, в котором Виктора и отпевали. Через дом — военная часть, в которой до майора дослужился отец-танкист и служил сын, дом, где жила семья Виктора.

В жизни Виктора Хмелецкого уже была одна война, он служил в спецбатальоне миротворческих войск в Косово. Родные, конечно, переживали за него и тогда, хотя война была так далеко от дома. Но тогда Виктор исполнял служебные обязанности офицера-связиста, а в зоне проведения АТО пришлось воевать на самой передовой. Волонтер Константин Зинкевич вспоминает, что связистам 51-й бригады, которыми командовал майор Хмелецкий, пришлось покупать амуницию не как для штабистов, а как для десантников, штурмовиков. Они, говорит, не просто обеспечивали надежную связь, но и реально воевали. Волонтеры приобрели его бойцам все: от наколенников до специальных очков. А бронежилет майор надел лишь тогда, когда ими были обеспечены все его подчиненные.

— Мы с отцом были наслышаны, что наши военные не имеют надежных бронежилетов. Поэтому предложили сыну: приобретем тебе тот, который самый надежный. Но он заверил, что он у него уже есть, хотя на самом деле «броника» еще не имел, он всегда нас щадил, как родителей, так и семью, — говорит мама, Феодосия Николаевна Хмелецкая...

О Викторе много рассказывают друзья, коллеги, командиры. Волонтер Константин Зинкевич вспоминает, какие хорошие контакты имел с Виктором, потому что именно через связистов и доставляли посылки и передачи военным 51-й бригады. В службе связи не было ни пьяниц, ни деморализованных лиц, не было конфликтов и недоразумений. Командира уважали и слушали. Бывший командир 51-й бригады полковник Владимир Яцкив служил с майором Хмелецким в Косово. Называет его офицером в лучшем понимании этого слова и «душевным руководителем». Могли о Викторе сказать, что он — добряк, но, говорит Яцкив, эмоцию на служебные обязанности он не переносил, был отличным командиром. И в Косово, и на Востоке Украины беспокоился, чтобы не было необдуманных потерь среди подчиненных. И погиб сам, а бойцов своих уберег. Несколько штурмов было за Савур-Могилу, и во время одного из боевых рейдов группа, в которой был и Виктор, попала в засаду... Он погиб как офицер, при исполнении служебных обязанностей.

Весть о гибели майора Хмелецкого пришла во Владимир-Волинский в день, когда православная церковь почитала память князя Владимира, который и Русь крестил. Это традиционно — День города, наибольший его праздник. «Не могу сдержать слез, сообщили, что погиб Витя Хмелецкий...» — написал в социальной сети Костя Зинкевич. Это сообщение и прочла жена майора Наталия...

В тиши, которую иногда прерывают слезы матери, мы смотрим (родители — уже в который раз!) видеозапись о вручении ордена Богдана Хмельницкого, которым наградило государство Виктора, в кругу его семьи. Говорим о том, что, собственно, все могло быть абсолютно иначе. Ведь майор Хмелецкий пошел на фронт, не имея одной почки. Операцию в связи с тяжелым заболеванием он перенес в феврале 2014 года. А уже 4 апреля отбыл, как оказалось, на фронт... Хотел защищать государство, был вместе со всеми на передовой. Он получил хорошее образование в институте в Киеве, и однокурсники не раз предлагали ему хорошие места гражданской работы. Но армию бросать не собирался и не хотел. И именно его друзья по учебе обеспечили бригаде спутниковую связь, передав из Киева необходимое оборудование. Он ведь был воином и патриотом, но был и настоящим человеком.

Каждый день, идя с работы, заходил к родителям. А если не мог зайти, то об этом сообщал по телефону. Был с мамой в больнице в Луцке, когда ей делали операцию, кормил с ложечки. Родные, живущие в Луцке, приносили ему что-то поесть, а он выходил с едой на улицу: маме ведь этого было нельзя, не хотел соблазнять... Устроил в больницу во Львове маму и папу, и неделю за ними там ухаживал. Когда приехала из Стрыя сестра отца и начала говорить, что может его подменить, отказался. «Вы, — говорит, — сестра, а я все-таки сын...» Материнским воспоминаниям нет и не будет конца. И когда теперь приходят к бабушке и дедушке дети Виктора, то и они все время вспоминают о нем: о том, что папа делал, что он любил... Слава Богу, что оставил сын след на земле, потому что имеет уже 13-летнего сына и дочь, которой пошел 10-й год.

— В День защитника Отчизны, 6 декабря, мы поехали к Вите на кладбище, — вспоминает мама. — Как же удивились, когда здесь было уже человек с тридцать его друзей, несколько машин стояло... Ребята, которые с ним служили, не забыли его. На могиле все новые и новые цветы видим. А волонтеру Косте Зинкевичу будем благодарны вовек. Если бы не он, не знаю, когда бы нам и тело сына доставили... В том горе все так трудно было делать, уже были в отчаянии. Обратились к Косте — во всем помог.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать