Они погибли за нас

«День» продолжает серию материалов об украинских военных, чьи жизни оборвались в боях с террористами на востоке Украины. По состоянию на вчера мы уже потеряли 20 героев. «День» уже печатал трагические истории старшего солдата запаса 28-летнего Сергея Панасюка и солдата воинской службы по контракту 20-летнего Петра Коваленко, которые погибли 2 мая под Славянском во время мирных переговоров с сепаратистами-боевиками (читайте в «Дне» №84 за 13 мая в статье «Они погибли за нас»). О 34-летнем прапорщике Национальной гвардии Викторе Долинском, который погиб в ходе АТО 5 мая под Славянском и о 21-летнем Богдане Шлемкевиче из Прикарпатья, который погиб 9 мая (читайте в «Дне» № 87 за 16 мая этого года). А также истории погибших десантников из Житомирщины: Вадима Забродского, Виталия Дульчика, Виталия Рудого, Олега Славицкого, Сергея Хруща и Геннадия Беляка. Это их под Краматорском из засады обстреляли боевики (читайте в «Дне» №89 за 20 мая этого года). Сегодня — две истории: о 39-летнем мобилизованном днепропетровце Олеге Эйсманте, который погиб 9 мая в Мариуполе, и о 20-летнем Александре Якимове, который на днях ожидал своего первенца, но погиб 13 мая под Краматорском. Вечная память героям.
«Не размышляя, пошел в бой...»
Мобилизованный днепропетровец Олег Эйсмант погиб 9 мая в Мариуполе — «ради будущего и за каждого из нас»
В прошлую среду в Днепропетровске прощались с военнослужащим Вооруженных сил Украины солдатом Олегом Эйсмантом, который погиб во время проведения активной фазы антитеррористической операции в Мариуполе 9 мая. Сотни жителей Днепропетровска приняли участие в церемонии прощания с земляком. Горожане, которые никогда не встречались с Олегом, отпрашивались с работы и заранее приходили на площадь около Театра им. Т.Г. Шевченко, где проходила панихида, с цветами и венками.
♦ Олег Эйсмант служил на границе с Приднестровьем. Долгое время работал водителем троллейбуса, потом занимался строительством, ремонтами, а последний год работал охранником. Во время мобилизации Олег получил повестку и пошел служить. 28 апреля его зачислили в 20-й батальон. Уже через несколько дней Олег оказался в эпицентре боевых действий — Мариуполе Донецкой области. 9 мая Олег Эйсмант погиб от автоматной очереди около Мариупольского горотдела милиции. Туда подразделения Национальной гвардии и батальоны национальной защиты прибыли для борьбы с террористами и попали под обстрел.
С бойцом батальона территориальной обороны Олегом Эйсмантом прощались в Театре имени Т.Г.Шевченко. На панихиде были родные и близкие погибшего, руководство облгосадминистрации и представители воинских подразделений. Почтили память Олега минутой молчания и Государственным гимном Украины в исполнении военного оркестра. Гроб с телом погибшего провожали скандированием: «Герои не умирают!»
♦ «Солдат Олег Эйсмант — один из тех украинских патриотов, которые добровольно пополнили ряды батальона территориальной обороны, искренне любил свою Родину и отдал за нее жизнь. В нашей памяти он навсегда останется героем и примером доблести и чести», — отметил полковник Алексей Макаренко.
«И в бою он не вздрогнул и не повернулся спиной, а принял эту пулю. Пулю бандита и террориста. И покинул наши ряды», — рассказал Александр Рашевский, командир батальона территориальной обороны.
♦ «Олег погиб ради будущего, ради каждого из нас! В память о нем мы должны построить новую страну, где не будет места бедности, бесправности, где каждый свободный гражданин будет ответственен за свою страну. Почивай с миром, солдат! Мы будем помнить тебя всегда!» — сказал во время прощания Борис Филатов, заместитель главы Днепропетровской облгосадминистрации.
Один из бойцов, который был рядом с Олегом во время штурма городского отдела милиции в Мариуполе, вспоминает: «Олег, не раздумывая, пошел в бой, потому что понимал: если не остановить бандитов в тот момент, то на следующий день они придут к нам домой».
♦ 16 мая Олегу Эйсманту исполнилось бы 40 лет. У него остались мать, жена и несовершеннолетняя дочка Диана. Похоронили украинского солдата с военными почестями на Краснопольском кладбище.
Друг Олега — Алексей — вспоминает: «Я хорошо знал его. Мы дружили семьями, часто ходили друг к другу в гости, беседовали. Самое главное, что могу сказать об Олеге, — у него была очень добрая душа». «Олег Эйсмант был нашим соседом, очень приятный человек, заботливый муж и отец. Он был очень работящим, честным, добросовестным. Замечательный хозяин, он постоянно что-то делал: и ремонт, и хозяйничал в огороде, помогал близким. Олег всегда был веселым, гостеприимным, хорошим и интересным собеседником» — отмечает Артем Павленко. «Он был добрым, чутким, никогда не отказывался помочь, был любящим мужем, примерным отцом (дочку любил всей душой), и хорошим другом. У Олега не было вредных привычек, он всегда был душой компании. Мы до сих пор не можем смириться со смертью Олега, хотя и были на похоронах», — делится кума героя Оксана Назаренко.
♦ Не помня себя от волнения и горя, жена Олега Эйсманта Елена рассказывает: «Могу говорить о нем только хорошее, плохого у него не было. Олег был прекрасным мужем и отцом, очень преданно воспитывал дочку, она была для него всем».
Как только в Украину пришел агрессор, этот славный мужчина забыл о мирном труде. Ради Независимой Украины Олег Эйсмант отдал свою жизнь.
Наталья ПОНЕДИЛОК, Днепропетровск
«Светлый и добрый. Лучший!»
Харьков скорбит по 20-летнему десантнику Александру Якимову, погибшему 13 мая под Краматорском от пули террориста
В маленьком поселке Кулиничи, который еще не так давно был пригородом Харькова, все люди — как на ладони, Саша Якимов рос у всех на глазах. «Светлый и добрый. Лучший!» — говорят о нем односельчане и соседи. «Выкладывался во всем по максимуму», — говорят друзья. «Его любили все, — повторяют учителя и директор школы № 175. — И как ученика, и как просто хорошего парня, который всегда помогал сумку поднести».
На похоронах Александра Якимова 16 мая собрались выпускники последних лет, педагоги, родные, сослуживцы. Сашу хоронили со слезами, с теплыми речами, с военными почестями.
♦ «Он был лучшим и героем. Уже в школе у него были твердые цели. Он мыслил в двадцать так, как люди мыслят в сорок. Многие из наших сверстников не знали, куда поступать, какую профессию выбрать, а он с детства решил, что будет военным, и серьезно к этому готовился, — рассказывает третьекурсник юридической академии Сергей Бедный, Сашин друг детства, почти брат, поскольку его мама заменила Саше родную мать, которая оставила его маленьким на отца и бабушку. — Я с него брал пример во всем, особенно в спорте. Мы занимались футболом, баскетболом, боксом, ходили вместе в тренажерный зал. Еще Саша играл в шахматы, говорил, что воину нужна не только физическая подготовка, но и стратегическое мышление».
Денежные вопросы его «не воодушевляли», уверяют друзья. Важными для будущего десантника были мужество, военное дело, работа над собой. Чтобы не было препятствий для военной службы, Саша перед медкомиссией сам пошел на операцию, исправил давний перелом носа. Парень готовился к военной карьере и собирался продолжать обучение после службы в войсках ВДВ.
Пуля боевиков 13 мая в селе под Краматорском оборвала жизнь светлого воина, сделала вдовой молодую жену Таню, которая должна вот-вот стать мамой. Несколько недель Саша не дожил до своего 21 дня рождения — 4 июня. К свежей могиле продолжают приезжать сослуживцы из разных концов Украины.
Немыслимо, что замечательный, полный жизни и планов, парень погиб в необъявленной войне, коварной и зверски жестокой.
♦ Погиб, защищая землю от кого? От террористов, диверсантов и бандитских формирований, заполонивших юго-восток страны. А еще — от орды анонимных Интернет-троллей и лже-журналистов, подменющих понятия, называют «нацистами» тех, кто смеет любить Украину. Сегодня на Интернет-страницах, где рассказывают о гибели украинских солдат, невидимые лжецы поливают их потоками грязи, цинично и безнаказанно извращают факты и смыслы, меняя местами защитников и нападающих, повторно расстреливая героев страны словом «наемники», называя при этом вооруженных новейшими образцами российского оружия диверсантов и погромщиков «мирными протестующими».
«Саша служил контрактником третий год, стал десантником еще в 2011-м, когда никакой войны и в помине не было. А некоторые люди пишут в Интернете, что он пошел воевать за деньги. Как так можно?» — переживает Людмила Котий. Людмила Ивановна больше 30 лет работает в школе № 175, была и поваром, и библиотекарем, дружит с семьей Саши: «В последние дни мы очень за него переживали. Смотрели новости из Славянска и Краматорска и понимали, что там идут настоящие бои. Но Саша звонил нам, успокаивал, мол, не переживайте, все будет хорошо, мы уже скоро вернемся! И вдруг это страшное сообщение! Не вернулся...»
Нападение на колонну десантников на окраине села Октябрьское готовилось заранее и произошло средь бела дня. «И никто из местных не предупредил солдат о засаде, не дал никакого сигнала! — пытается понять случившееся Сергей Бедный. — Жители села видели, что собираются расстреливать молодых солдат, и спокойно смотрели, даже вели съемку! Хоть бы один человек закричал или свистнул, и ребята остались бы живы... Неужели все так запуганы? Или все стали на сторону захватчиков?»
♦ Возможно, это невидимая война, начатая словами российской лжи в Интернете, превратила обычных людей в сообщников убийц. Но никакая ложь не обелит тех, кто принес ненависть и боль на чужую землю.
Только бы о Саше Якимове не забыло государство после войны, волнуются селяне в Кулиничах. Конечно, друзья помогают Татьяне, но должна быть официальная помощь, чтобы растить ребенка — ожидают, что родится мальчик. И главное, о чем волнуются, — только бы Сашина смерть не была напрасной. Мечтают, чтобы сын Александра Якимова не знал войны и жил в лучшей стране, которую защищал его отец, настоящий воин Украины.
Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков
Выпуск газеты №:
№91, (2014)