Прошел все «горячие точки» Донбасса...
В честь погибшего репортера Александра Черникова хотят назвать улицу в его родном городе
К сожалению, наша рубрика, посвященная погибшим на востоке страны Героям, пополняется все новыми и новыми именами. Последние несколько недель ситуация заострилась сразу на нескольких направлениях — Дебальцево, окраины Мариуполя, Станица Луганская, Счастье. Все время поступает информация о мужественной обороне наших позиций, о многочисленных отраженных вражеских атаках, а следовательно — и о ранении и гибели наших бойцов. Это — всегда трагедия для каждого из нас.«День» продолжает публиковать истории тех, кто погиб на востоке, защищая целостность Украины и нас с вами. Сегодня — это история погибшего под городом Спартаком десантника Александра Черникова, который в мирной жизни был журналистом и недавно впервые стал отцом. История пограничника Игоря Присяжнюка — члена Национальной сборной Украины по гребле, неоднократного победителя украинских и международных соревнований, который встретил свою смерть в начале августа на Луганщине. Это история 23-летнего «киборга» Василия Жука, которого на родной Ровенщине провели в последний путь всем городом. Вечная память Героям!
В Днепропетровске вскоре может появиться улица Александра Черникова — бойца 25-й аэромобильной бригады. С такой инициативой выступили бывшие коллеги — журналисты 9-го телеканала, где Александр работал в мирное время. 30 января выпускника днепропетровского журфака и бравого десантника похоронили на Сурско-Литовском кладбище, что на окраине Днепропетровска. Дома у него осталась семья — молодая жена и трехмесячная дочка.
«У Сани косая сажень в плечах, открытая улыбка и свободный английский. Когда-то мы с ним и Борисом Филатовым делали программу расследований «Губернские хроники» на 9-м канале. Несмотря на неплохие по тем временам деньги, высшее образование и стабильную работу, Саня в 23 года пошел в военкомат и добровольцем отправился служить в армию, в десант... А в марте 2014-го его призвали в первых рядах, хотя у него беременная жена на третьем месяце. Но искать какой-то повод, чтобы отказаться от службы, он не стал. «Объяснил жене, что иначе нельзя. Она поняла», — говорил мне Саня», — написал в социальной сети его друг, журналист Александр Курбатов. Он вспоминает, как летом прошлого года готовил материал про зону АТО. «Пришедший тогда в свой первый отпуск Саня был ценным свидетелем, — пишет он. — В то время наши военные прятали лица, просили их не показывать. А Саня сказал, что скрывать ему нечего, и уж тем более стесняться... Саня тогда сказал, что вот ради того, чтобы его жена и готовящийся появиться на свет ребенок жили в этом празднике, он и торчит на передовой. Сейчас его жена Ирина осталась абсолютно одна».
Самые светлые воспоминания об Александре Черникове сохранили и другие коллеги. «Как-то однажды я пришла устраиваться на один днепропетровский канал. Первым, кого я там увидела — был красивый и высокий парень, с такой ясной улыбкой. Сашка был тогда студентом, но уже считался крутым журналистом... Эх, я, наверное б, влюбилась, точно, влюбилась, если б не была молоденькой замужней мамашкой», — написала в сети «Фейсбук» тележурналист Галина Сергеева. «Когда ему весной пришла повестка — ушел в армию не задумываясь. Его Ира была тогда на третьем месяце. А 22 января Сашка вместе с другими ребятам защищал наш блокпост под Спартаком, и его убили, убили мерзкие российские гады. Сашина жена до последнего не верила, что это возможно, до последнего ждала. Теперь она не представляет, как жить дальше. Сашиной маленькой дочке сейчас всего три месяца. Сашка всего чуть-чуть держал ее на ручках, чуть-чуть качал и чуть-чуть пел песенки, когда его отпускали на ротацию. Он относился к ней, такой маленькой, как к своей принцессе, маленькой женщине, как к чуду. И она вырастет, я знаю точно, вырастет, всем врагам назло, вырастет в прекрасную девушку, и нарожает пацанов, красивых и сильных, как ее папа. И они все будут жить в прекрасной стране Украине. Теперь, после таких жертв — просто не может быть по-другому», — написала Галина Сергеева.
На похоронах боевые побратимы Александра Черникова рассказывали, что за последний год он прошел все «горячие точки» Донбасса. «Он был наводчиком — в бронемашине сидел в башне, за пулеметом. Мы его называли «Саня-репортер»: он часто рассказывал интересные вещи о работе на телевидении. В Днепре Саша контачил с волонтерами, которые помогали нам. Помню, он бронежилет достал себе одним из первых. Ему кто-то прислал, и нам позже такие же привезли. И за характер Саню все любили: серьезный, но и веселым быть не стеснялся», — вспоминает сослуживец Сергей.
Александр Черников и десять его сослуживцев из 25-й бригады погибли в бою возле села Спартак, за шахту, откуда боевики обстреливали прилегающую территорию. «Был бой на Спартаке, в котором погибли 10 человек. Со стороны боевиков была танковая атака. Наши ребята полностью отбили эту атаку. Тех ребят, которые погибли за железнодорожным полотном, дня два не могли достать, потому что сепаратистов было много. Разработали операцию по захвату блокпоста на Спартаке, чтобы углубиться дальше на территорию — артиллерия сепаратистов работает на шахтах, на терриконах, за ними технику прячут. Наши уничтожили блокпост, артиллерию на шахте и закрепились, расширив границы контроля на два километра. В этом бою погибли еще двое», — рассказала волонтер Татьяна Рычкова. Среди тех погибших, кого привезли в Днепропетровск, опознали и тело Александра Черникова. После того, как пропала с ним связь, оставалась еще небольшая надежда, что он ранен и лежит где-то в госпитале. Днепропетровским журналистам удалось узнать шокирующие подробности гибели своего друга на блокпосту. Один из раненных в том бою рассказал о диалоге двух террористов: «Трехсотые» среди противника есть?
— Трое. Один легкий, один средний, один тяжелый.
— Тяжелого добейте, а этих будем менять».
Хоронили Александра Черникова в закрытом гробу. «Меня особенно тронули его однополчане, — говорит главный редактор газеты «Днепр вечерний» Ирина Авраменко, которая присутствовала на похоронах. — Они положили руки на гроб и шептали «Прости, брат!» Смотреть без слез на это было невозможно!» В последний путь днепропетровского журналиста провожали с воинскими почестями. Прощались с погибшим героем на днепропетровском жилмассиве Парус. Во дворе по улице Гидропарковой, которую теперь хотят переименовать в честь Александра Черникова, собрались сотни людей — сослуживцы, родственники, соседи, журналисты. Возле гроба стоял почетный караул из бойцов 25-й бригады. Священник УПЦ Киевского патриархата провел отпевание. В своем напутственном слове он, обращаясь к согражданам, призывал не забывать героев, которые погибли за Украину.
Выпуск газеты №:
№26, (2015)