Remake проекта «Одесса—Броды» и то, что из этого получилось...
О трех вопросах, которые остались без ответа после старта строительства LNG-терминала
Едкие замечания российской прессы по поводу скандального подписания соглашения о сотрудничестве и создании консорциума по строительству терминала для регазификации сжиженного газа (LNG-терминала) в Одесской области были вполне ожидаемы. Ведь российский «Газпром» совершенно не заинтересован в реализации этого проекта. Можно с некоторой долей вероятности предполагать, что в этой истории не обошлось без закулисных действий соседей. Причем дело даже не в реальных или возможных потерях газового монополиста, а в политической подоплеке происходящего.
Такое развитие событий было вполне прогнозируемым. Но к тому, что Украине был нанесен большой репутационный ущерб, привела еще и разбалансированность государственного аппарата, несогласованность действий разных ведомств и служб — от СБУ до МИДа, а главное — отсутствие политической и экономической стратегии. Неужели руководство нашей страны еще не осознало, что газ, нефть и, в широком смысле, ресурсы в современном мире превратились из коммерческого и финансового фактора в политический? Сырьевыми дубинками сегодня пользуется не только Россия. Иран грозится перекрыть Ормузский пролив и блокировать поставки на мировой рынок 20% нефти. Венесуэльский президент Уго Чавес использует нефть для приобретения друзей и давления на врагов.
Украине следовало бы привыкнуть к зигзагам газовой дипломатии и выработать адекватные ответные меры. Мы даже пытаемся показать всему миру, что так и поступаем. Озабоченная энергетической безопасностью страны, наша власть с некоторого времени проявляет на этом направлении просто-таки бешеную активность. Но, как оказалось в связи с последними событиями под Одессой, одновременно мы даем миру возможность увидеть в нас этаких простачков, которых любой мошенник может легко обвести вокруг пальца. Достаточно напомнить, что у Джорди Сарда Бонвеи, который без всяких оснований подписал от имени испанской компании договор с правительственной структурой Украины (каким бы этот документ ни был пустяшным), никто не поинтересовался наличием полномочий. (А еще есть версия, что его к этому стимулировали, поскольку законный представитель еще в воскресенье был, а в понедельник исчез.) И что интересно, в самом договоре был такой пункт, но подписанты его почему-то проигнорировали. Цитируем: «5.1. Кожна особа, яка нижче підписує від імені Сторони дану Угоду, надає гарантії та заявляє, що вона наділена усіма повноваженнями укладати та офіційно передавати дану угоду від імені Сторони, яку вона представляє, та, що укладання та передача даної угоди не спричинить порушення або невиконання будь-якої іншої Угоди або зобов’язання, які мають суттєвий вплив на дію даної Угоди».
Что же, как говорится, простота хуже воровства. Сможет ли наше правительство вообще ввести в действие этот объект, который считается символом диверсификации газоснабжения и энергетической независимости страны? Не станем отвечать на этот вопрос, а просто процитируем еще один фрагмент из данного соглашения: «4.8. При виконанні даної Угоди, зобов’язання щодо дотримання конфіденційності згідно даного розділу будуть діяти протягом трьох років від дати її укладення, незалежно від того, чи буде в подальшому реалізовуватися Проект». Что за долговременные секреты скрывают разработчики документа? Или надеются на срок давности?
КАКОЙ БУДЕТ ЦЕНА?
Отвлечемся от политических факторов и рассмотрим экономические. Первый вопрос, естественно, о цене сжиженного газа. Глава Госинвестпроекта Украины Владислав Каськив скромно сообщал, что этот газ будет минимум на 20% дешевле, чем российский. Премьер-министра Николая Азарова это, видимо, не удовлетворяет, и он утверждает, что газ, который Украина намерена получать через LNG-терминал, будет вдвое дешевле.
Если исходить из стоимости российского газа в 450 долларов за тысячу кубометров, то по Каськиву сжиженный газ будет стоить 360 долларов, а по Азарову минимум на 90 долларов меньше, то есть 225. Что и говорить, цифры завораживающие. Но насколько они реальны? На этот вопрос сегодня никто не сможет ответить... Рынок сжиженного газа подчиняется всем экономическим законам и законам конкуренции. Стоит туда прийти такому большому потребителю, как Украина, и цены могут взлететь. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов умение «Газпрома» манипулировать цифрами и ценами.
И неслучайно в российской прессе уже и сегодня появляются материалы, судя по которым Украине нет смысла заниматься импортом сжиженного газа. Так, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин убеждает, что «в Роттердаме сегодня СПГ стоит свыше 350 долларов за тысячу кубометров. Но в случае с Украиной этому газу предстоит пройти проливы, то есть цена может составить около 400 долларов за тысячу кубов. Российский газ Киев покупает по 420-450 долларов, так что понятно, что никакой речи о том, что СПГ будет в два раза дешевле, не идет».
Тем не менее, Азаров готовит почву, чтобы получать такой газ даже из Норвегии, хотя куда проще было бы качать оттуда обычный природный газ. Такое впечатление, что наши высокопоставленные чиновники никогда не видели глобуса. Глава Минэнергоугля Юрий Бойко мечтает о сжиженном газе из Польши. Но и он, похоже, не посчитал, сколько это будет стоить. Газ, доставленный вокруг Европы в польские порты через датские проливы, которые по гидрографическим условиям ничуть не лучше Босфора, априори дешевым не будет. Поэтому можно предположить, что все эти планы направлены в первую очередь на домашнюю аудиторию, а следовательно на рейтинги власти.
ГДЕ БРАТЬ ГАЗ?
Вернемся к нашему LNG-терминалу. Где же предполагается брать газ для него? Лучше всего — в Азербайджане. Из грузинского порта Кулеви до Одессы самое короткое плечо доставки. Соответственно и более низкие транспортные расходы. Правда, дружественный Украине Азербайджан может начать поставку газа в Украину лишь после завершения строительства завода по сжижению и терминала в грузинском порту. Однако пока что свободного ресурса у него нет. Все уже законтрактовано. Конечно, добыча газа в Азербайджане, в частности, на месторождении Шах Дениз-2 будет расти. Но мы не единственные покупатели. Уже идет строительство Трансанатолийского трубопровода (TANAP) через территорию Турции на Балканы с объемом транспортирования 16 миллиардов кубометров газа. Азербайджанский газ готовы покупать «Газпром», Румыния и т. д. Спрос большой, а какой будет цена? Так что об азербайджанском газе для Украины в коммерческом смысле можно будет говорить не очень скоро.
В середине сентября премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Киев обещал, что его страна готова пропускать через проливы ежемесячно по восемь танкеров (150 тысяч тонн сжиженного газа каждый) для Украины. Правда, обещать — не значит жениться. Даже и в том случае, если об этом говорит такой уважаемый человек. Мы отважимся напомнить ему о штормах и туманах, которые иногда делают проливы в буквальном смысле непроходимыми и собирают на подступах к ним огромные очереди.
Но, допустим, наша страна сможет получать 14,4 миллиона тонн сжиженного газа. В переводе на объем это чуть более 19 миллиардов кубометров. Заметим, что после пуска второй очереди наш LNG-терминал сможет принимать только 10 миллиардов кубометров. Если все так просто и дешево с доставкой газа морями, то, может быть, стоило бы и строить в два раза больший терминал?
КТО ОТВЕТИТ?
Еще один фактор. Как-то считается, что был бы газ, а танкеры найдутся. Но ждут ли они наших заказов? Эксперты утверждают, что таких судов в мире не очень много, и очередь на них довольно большая. Соответственно, есть тенденция к росту стоимости фрахта, если такие корабли для Украины и найдутся.
Если все это сложить, то продемонстрированная недавно благостная телекартинка под названием «День энергетической безопасности» даже независимо от возникшего скандала, сильно тускнеет. LNG-терминал построить не штука, каково будет заполнение. Не получим ли мы очередной трубопровод Одесса — Броды? Помнится, в самом начале этого проекта также звучали трезвые голоса, например тогдашнего экс-премьер-министра Украины Евгения Марчука. Он предупреждал, что начинать такой проект можно лишь после того, как будут найдены реальные источники нефти и заключены договоры на ее поставку, а также построен собственный украинский танкерный флот. Ничего этого сделано не было. Труба и по сей день пуста, и государству, наверное, было бы выгоднее продать ее на металлолом, чем и дальше нести затраты на поддержание ее в исправном состоянии.
LNG-терминал Украине, несомненно, нужен. Но, может быть, связанные с ним риски не совсем оправданы? Может, стоит обратить больше внимания и на другие источники энергоснабжения и, в первую очередь, альтернативные. Но при этом трудно будет нагнать столько информационной пены. Похоже, именно это обстоятельство и разогнало вокруг торжественно-скандального открытия строительства такую пропагандистскую шумиху. А кто будет отвечать, если терминал не удастся использовать по назначению или выделенные на него деньги вообще потеряются, словно в Бермудском треугольнике?
16 мая коллегия Счетной палаты слушала отчет о результатах проверки использования средств госбюджета, выделенных Госагентству по инвестициям и управлению национальными проектами Украины на реализацию мер в сфере инвестиционной деятельности и управления инвестиционными проектами. Примерно через месяц на сайте Пространство D появилось со ссылкой на источник в СП сообщение о том, что аудит LNG-терминала по сжиженному газу показал воровство в особо крупных размерах (1 млн 350 тыс. долларов США). Источник уточнил, что эти данные не будут сообщаться СМИ, поскольку конфликт на почве установленного факта был улажен в частной беседе между руководством ГП «Национальный проект LNG-терминал» (Петр Мирошников), Счетной палаты Украины и НАК «Нафтогаз Украины». Насколько достоверно это сообщение? В пресс-службе СП, куда позвонил «День», его не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако сказали, что информационного сообщения, которое готовится после каждой коллегии, действительно, не было. Значит, скандал замяли... Точно так же, похоже, поступят и с последним скандалом вокруг терминала, после которого страна не узнала ни об одной отставке, ни в Госагентстве, ни в СБУ, на котором лежит такая же ответственность за договор, подписанный неизвестно с кем.
Выпуск газеты №:
№223, (2012)Section
other