Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Память об умерших нужна всем

29 марта, 09:49

Отзыв на статью Ольги Синькевич «Тупик» («День» №13-14 от 25-26 января 2013 года)

По-видимому, ничего так не поднимает авторитет нашей любимой газеты, как способность ставить на первый план главные, так сказать, коренные вещи и понятия: народ, человек, память. В статье «Тупик» Ольга Синькевич в форме вопроса так подытожила свои рассуждения по поводу неудовлетворительного рассмотрения уголовного дела об ограблении бронзового монумента с могилы заслуженного тренера Украины Владимира Нагорного: «Кто же мог знать, что в Украине наступят такие времена, когда безнаказанно будут обворовывать и живых, и мертвых?» Но разве это единственный факт такого рода!

Кладбища Киева всегда были важной частью как городского ландшафта, так и историко-культурных памятников. Еще в 1995 году, почему-то в издательстве «Укрбланквидав», увидела свет уникальная иллюстрированная монография «Історія Київського некрополя» Людмилы Андреевны Проценко, которую в Украине считали самым авторитетным, неугомонным и широко эрудированным исследователем самого богатого некрополя из всех украинских городов. Как профессионал высокого уровня Л. Проценко, занимаясь упорно сохранением памяти о прошлом, на протяжении многих лет изучила все киевские кладбища. Ее книга, созданная большей частью на документальных материалах, раскрывает множество новых лиц, которые сыграли значительную роль в истории Киева. Использованы также и надмогильные надписи, некоторые из них стали единственным сохраненным источником, где отмечены даты жизни того или иного лица. В своей монографии автор в частности отмечает: «Известна истина, что народ — творец истории. Киев ярко это подтверждает, но наш справочник отражает не историю города вообще, а представляет преимущественно лица, которые содействовали его развитию, особенно выдающихся деятелей, определенных категорий лиц, которые делали свой вклад, может, и скромный, на благо нашего города... Работа над составлением некрополя проводилась с 1966 года, картотека включенных к изданию лиц насчитывает 65 тыс. единиц, начиная со времен Киевской Руси и до наших дней (справочник охватывает лица, похороненные до 1987 г. — Авт.)».

К великому сожалению, 7  сентября 2000 года Л. А. Проценко умерла. Но ее «Киевский некрополь», который нужно продолжить дальше, но другим справочником, остается весьма актуальным и нужным для нас. Фундаментальная основательность этого чрезвычайно ценного научного труда служит толчком к размышлениям, более глубокому осмыслению феномена «культуры памяти», осознания ее значения и влияния на нашу жизнь. Потому что как иначе жить в этом мире, если в нем не будет культурных людей и приведенных в порядок могил наших пращуров — великих и знаменитых, неизвестных и обыкновенных людей всех национальностей и вероисповеданий?

Важнее же всего, очевидно, осознать: могилы всегда воспринимались как святое место, неслучайно у народов разных вероисповеданий развит культ умерших. Состояние кладбищ — это культура народа. Грустно об этом говорить, но процесс разрушения киевских кладбищ, который начался в 30-е годы прошлого века с ликвидации сталинским режимом кладбища на Аскольдовой могиле, продолжается. Памяти ликвидированных в Киеве в 70-е и 80-е годы кладбищ — Иордано-Богословского на Приорке, Никольско-Слободского на левом берегу, Дехтяревского, Мостицкого (в районе Мостицкого переулка), Вигуровского (в районе улиц Артема и Песчаной), Щекавицкого — уже посвящались публикации в средствах массовой информации. К сожалению, крадут на кладбищах все, что только можно украсть. Железные ограды, скульптуры из ценных металлов, гранитные плиты и обелиски, живые цветы, хвойные венки и даже искусственные цветы.

Мои знакомые, с которыми обсуждал эту проблему, усмотрели в варварском отношении к могилам показатель духовного состояния общества в целом и считают, что вопрос о возрождении кладбищ тесно связан с более общей проблемой возвращения человеку материально обеспеченной, осмысленной и духовно наполненной жизни. Подчеркивалось угрожающее нарастание в обществе бедности, аморальности и дегуманизации. Бюрократическое управление, как свидетельствует практика, наглядно отражается на организации похорон: исполненная высшего трагизма тема смерти не обходится без взяточничества, наживы на чужом горе, чиновнического хамства. Все это — чистая правда.

А поэтому неутомимая забота о сохранении Киевского некрополя должна занять надлежащее место в деятельности органов власти, местного самоуправления. Историческая и культурная его значимость неоспорима. Ценность некрополя, по нашему мнению, просматривается в нескольких ракурсах. Во-первых, повторюсь, он увековечивает память о наиболее активных представителях киевского общества, которые оставили в нашем городе по себе какой-то след. Во-вторых, надгробные памятники сами по себе являются произведениями искусства. Как памятники монументальной скульптуры надгробия не только нуждаются в сохранении, но и заслуживают того, чтобы быть сохраненными в их «природном окружении», в комплексе с другими, рядовыми обелисками, плитами, крестами и тому подобное. Как мемориальные комплексы некрополи являются органической частью внешнего вида города, памятниками градостроения. И еще — современный человек найдет в эпитафиях на кладбищах Киева и другие примеры высокого творчества — стихи, шедевры красноречия, афоризмы и тому подобное. В-третьих, надгробия — это источник исторических сведений. В-четвертых, следует говорить о кладбищах не только как об историческом мемориале, но и как об определенной моральной ценности и о моральной традиции, которая отражается в могилах. Почитание памяти тех, кто жил до нас, сохранение связи между прошлым и настоящим временем — необходимая часть духовной культуры общества, его моральной основы. Кладбища иностранных государств могут быть примером исторической памяти. Во всем мире известны такие пантеоны-кладбища как Арлигтонское в Вашингтоне, Хайгетское в Лондоне, Пер-Лашез в Париже, Кампасанто в итальянских городах Генуи и Пизы, Шисаньлинь в Китае и, наконец, кладбища украинцев в Канаде. Иначе говоря, нам есть у кого перенимать опыт.

Может, это прозвучит немного странно, однако редакция газеты «День» могла бы обратиться к читателям с вопросами: «Как спасти наш некрополь?», «В каких изменениях и дополнениях нуждается, по вашему мнению, Закон Украины «О захоронении и похоронном деле?» и «Нужен ли украинский пантеон?» Бесспорно, поинтересоваться можно и другими вопросами. Цель такой акции — выяснить, как представляет себе наша общественность значение исторического некрополя Киева, есть ли какая-то общая точка зрения на его современное состояние и перспективу, как устранить недостатки и не допустить ошибок в этом деле. Лишь поместив, благодаря целенаправленному воспитанию, кладбище и умерших в сердца живых, можно надеяться на радикальную смену в отношении к ним, на поворот от равнодушия и вандализма к рассудительности и благочестию. В дискуссии, конечно же, возникнет вопрос относительно непосещаемых могил. Предлагаю поразмышлять вместе: кто может знать наверняка, не станет ли в какой-то момент посещаемой непосещаемая могила?

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать