Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Буряк — реалист

Тренер национальной сборной Украины не верит в фантастические идеи, исповедуя традиции, на которых вырос
28 декабря, 00:00

Специально представлять Леонида Буряка украинским любителям футбола вряд ли целесообразно. Никакой перечень выигранных наград и призов не перевесит заработанное на футбольном поле имя. Буряк был единственным и ни на кого не похожим, его умная, можно даже сказать, интеллектуальная игра украшала каждую из команд, за которую ему пришлось выступать. Теперь Леониду Буряку опять надо зарабатывать себе имя — тренерское. Он пробыл в роли помощника тренера сборной Украины практически максимальный срок, после которого было два пути — или стать наконец первым, или остаться на всю жизнь на вторых ролях. Те, кто знал Буряка-футболиста, не сомневались, что он стремится стать первым. Шанс проявить себя на главном тренерском посту страны пришел к нему на 48-м году жизни — уже не рано, но еще далеко не поздно, чтобы заявить о себе.

Интересно, что став тренерами, некоторые футболисты довольно заметно меняют свои взгляды на отдельные вещи. Тот же Валерий Лобановский в молодые годы ох как не любил много бегать, а став тренером, гонял и продолжает гонять своих игроков с максимальной нагрузкой. Или аргентинец Даниель Пасарелла, который был на футбольном поле похож на мушкетера, прической, конечно. А став тренером, понял вдруг, что короткая стрижка дисциплинирует, и начал отказываться от услуг «длинноволосых» игроков.

Леонид Буряк был игроком с характером, который проявлялся не только на поле. Ни для кого не было секретом, что у Буряка-футболиста есть свое мнение, не всегда совпадающее с мнением тренера. Теперь, став наставником сборной, Леонид Буряк высказывает свои мысли настолько осторожно, что хочется убедиться, тот ли это гордый и независимый Буряк, который всегда играл с высоко поднятой головой? А может, с годами пришла мудрость, которая подсказывает, что чем меньше говоришь, тем дальше пойдешь?

Вот какие приблизительно мысли были у меня перед тем, как начался наш разговор с тренером национальной футбольной команды Украины Леонидом Иосифовичем Буряком.

— Заняв должность тренера национальной команды, все, как правило, говорят одно и то же, что двери в сборную ни для кого не закрыты, что команда будет обновлена и тому подобное. Будет ли ваш ответ относительно принципов формирования главной команды страны чем-то отличаться от общепринятого?

— Вряд ли я сообщу вам что-то особое. Мы будем продолжать работать, как и работали, а то, что круг кандидатов в команду будет более широким — это бесспорно так. Мы не будем ставить все с ног на голову, мои принципы работы такие же, как и у Валерия Лобановского. Поэтому мой ответ не будет оригинальным.

— Тогда давайте о вашем назначении «на сборную». Когда стало известно, что Лобановский оставляет национальную команду, одним из первых любителями футбола называлось имя Олега Блохина. Отдельные опросы были именно в его пользу. Упоминалось и о том, что неплохо было бы восстановить знаменитую динамовскую «связку» Блохин—Буряк уже в качестве тренеров. Ведь уже как будто бы и была такая попытка несколько лет назад в «Черноморце». Как вы ко всему этому отнеслись?

— Я не скажу, что мнение болельщиков мне безразлично, однако опросы я слышал разные и меня называли, и Блохина, и других... Не хочу сейчас в этом копаться. Если конкретно, то насколько стало известно со слов Блохина, он не намерен быть моим помощником, он хочет сам работать. Сегодня у него свой контракт, у меня свой. Мы работаем отдельно и даже в разных странах.

— А если теоретически представить возможность вашей общей работы?

— Зачем говорить об этом, если человек отказался от предложения возглавить сборную. Пусть Блохин сначала разберется в себе, в своих проблемах. Не вижу, о чем здесь можно говорить.

— Я понял, что Блохина в вашей тренерской «команде» не будет. Тогда кто станет вашими помощниками в сборной?

— Я уже подобрал себе помощников и назову их перед Новым годом, когда согласую их кандидатуры с руководством Федерации футбола.

— А сегодня?

— Ну что вы! Хотите, чтобы я вам сначала сказал, а потом руководству?

— Судя по вашему ответу, традиции «закрытости» нашей сборной, которые были при Лобановском, вы сохраните. Но не кажется ли вам странным, что мне и моим коллегам удалось пообщаться на послематчевых пресс-конференциях со всеми без исключения тренерами сборных, которые играли против Украины. И только Лобановский ни разу к журналистам не вышел. Или это было, по вашему мнению, правильным, и как будет теперь?

— Сборная Украины, как я это понимаю, никогда не была закрытой. Просто мы жили за городом на базе, обстоятельства так сложились. Но ведь были и дни «открытых дверей», было общение с прессой, информации, на мой взгляд, было вполне достаточно. Я понимаю, что информация — это ваш хлеб, общение с прессой необходимо. Но в пределах разумного. Т.е. будет все как должно быть — пресс-конференции, интервью, но выступления перед прессой не будут главными для тренеров и игроков сборной.

— Тогда хотелось бы услышать ваше мнение по поводу принципов формирования сборной. Те же самые поляки, которые нас обыграли, сделали польское гражданство нигерийцу, в других странах также не отказываются от возможности натурализовать способных игроков, чтобы использовать их в матчах за свою национальную команду. Есть ли смысл и Украине перенять этот опыт? Т.е. предоставить украинское гражданство азиатскому или африканскому игроку, который выступает за украинский клуб?

— Ваш вопрос из области фантастики. Таких футболистов нет, их не существует. Нам следует делать команду из тех, кто есть. Нам вполне хватает своих футболистов. Я до сих пор убежден, что мы должны были выигрывать этот отборочный турнир. Мы играли лучше и имели преимущество в домашних играх с поляками, норвежцами, валлийцами, хотя у них за сборные играют футболисты из более сильных лиг Европы. Не использовали моменты, не хватило везения, просто не повезло. Мастерства также не хватило — будем над этим работать. У нас есть команда, комплектуется она нормально, не нужно ничего выдумывать, ничего выискивать. Повторяю — мы будем работать с теми людьми, которые у нас есть.

— А что вы скажете о футболистах, которые выехали из Украины в юном возрасте и сейчас играют за границей? Или об этнических украинцах, которые проявляют желание сыграть за команду своей исторической родины?

— Я не знаю таких игроков. Если судить не по фамилии, не по национальности, а по уровню мастерства, достойному сборной Украины, то таких футболистов я за границей не вижу. Об аргентинцах говорят. А почему они не играют за Аргентину? Не проходят они в свою сборную по уровню мастерства. Так зачем они нам? Ни один тренер себе не враг, и не откажется от высококлассного футболиста. Украинцев, обученных футболу за границей и достойных выступать за нашу сборную, я пока не вижу. Это такая же фантастика, как и натурализация африканцев. А я — реалист.

— Вам приходилось немало играть за сборную СССР. Чем, по вашему мнению, отличается та сборная от нынешней сборной Украины?

— Всем. Тогда была другая страна, другая жизнь, другой чемпионат, другая сборная. Сравнивать с сегодняшним днем те времена некорректно. Мы в чемпионате не играли тогда с Кировоградом или Тернополем, мы не знали таких команд. Был совсем другой уровень, и только теперь мы начинаем понимать, каким он был высоким.

— В том чемпионате высокого уровня, в той сборной в ваши времена на ведущих ролях были украинские футболисты. Почему, по вашему мнению, Украина не стала большим футбольным государством, а уступает даже России. Что было сделано не так?

— А с чего вы взяли, что мы уступаем России?

— Россия едет на Кубок мира, а мы не едем.

— Кубок мира в данном случае — не аргумент. Просто российской сборной больше повезло в конкретной группе, в конкретном турнире. А так мы ничем не слабее и не хуже. Проблемы у нас одинаковые, одинаковое мышление, одинаковые традиции. Ну может в России денег побольше в чемпионате крутится и поэтому наши футболисты туда едут. А в общем по всем странам бывшего Союза процессы одинаковые — развалившаяся система спортивных школ, нет бывшей массовости и т. п. И мы решаем эти проблемы не хуже других. Почему надо равняться только на Россию? Где сейчас футбольная Молдова, Азербайджан или другие бывшие союзные республики? Кто что выиграл? Грузия имеет сегодня в несколько раз больше игроков в европейских клубах, чем мы, а где сборная Грузии? Поэтому не надо говорить, что мы хуже кого-то другого, нужно ценить и развивать то, что у нас есть.

— Значит ли это, что вы в дальнейшем будете опираться на молодых игроков? Какова тогда судьба ветеранов, которые играют за границей?

— Я уже говорил и еще раз повторяю, что в паспорта мы никому не будем заглядывать. Если играет сегодня Скрипнык в бундеслиге на высоком уровне, то будет играть и в сборной. То же именно касается Лужного, Максимова и других. Если человек на виду, играет в основном составе сильной команды, тогда мы будем его приглашать. Когда же игрок не может найти себе команду, не играет постоянно в составе, то чем он может помочь сборной? Не имя и не возраст, а конкретное состояние игрока на момент вызова в сборную будет решать, кто будет играть за сборную. У нас есть сборная команда Украины, никто не собирается ее разгонять и создавать новую.

— Ставили ли перед вами конкретную задачу в момент назначения на должность тренера сборной, или вы сами что-то конкретное обещали? Будете ли вы создавать команду на перспективу, стоит ли задача выигрывать уже?

— Говорить о задачах будем после того, как пройдет жеребьевка отборочных групп «на Европу». Никто не обещал и не обещает выиграть все и сразу. Нам не надо больше устанавливать «цель». Одно скажу — будем играть на победу в каждой игре. Но обещать конкретный результат было бы несерьезно. В футболе все возможно, любая сенсация или случайность. Делать сразу выводы я бы не стал. Я недаром говорил, что не считаю выступление нашей сборной в 2001 году провалом. Мы играли хорошо и все могло повернуться иначе. Но если бы мы и вышли в мировой финал, проблемы уровня нашего чемпионата это бы не решило. Корни успеха закладываются в нашем чемпионате, и он должен быть лучшим. Над этим нужно работать и работать, а уже потом ставить задачу все выигрывать.

— А может, поднимать наш футбол можно и при помощи сборной? Разве плохо было бы, чтобы национальная команда играла в различных городах, чтобы каждый такой матч давал толчок развитию украинского футболу в тома или другом регионе?

— У нас нет столько стадионов. Мы же не хотим, чтобы из-за плохого состояния стадиона или инфраструктуры в Виннице или Житомире нас штрафовали ФИФА и УЕФА.

— А как же Андорра, которая принимала сборную Украины на стадионе, где поле по размерам не соответствует...

— Им УЕФА разрешила, поэтому мы там и играли.

— Почему же французов Андорра принимала не там, где нас, а на олимпийском стадионе Барселоны?

— Станем чемпионами мира, как французы, тогда и нас будут так принимать.

— А может, и действительно проблема в том, что мы уже не ставим максимальных задач. Когда-то в союзные времена любое место, кроме первого, считалось неудачей, поэтому и играли лучше. А мы теперь говорим: чтобы пройти, чтобы только попасть...

— Ничего особого при Союзе сборная не выигрывала, во всяком случае, когда я за нее играл. Были отдельные успехи, но в целом задачи были те же, что и сейчас. А те, кто требовал только побед, просто не знал цены тому футбольному богатству, которое мы тогда имели. Не ценили мы тогда того уровня, нам мало было. Теперь надо быть реалистами. А реально места Украины в мировом и европейском рейтинге не такие уже и плохие, учитывая наши трудности в экономике, когда людям иногда не до футбола. Думаю, чтобы чего-то добиться, следует быть реалистом и не ставить задач, которые не способны выполнить.

— Где вы встретите Новый год?

— Конечно же, дома, в семье. Пользуясь случаем, хочу пожелать читателям газеты «День» в Новом году здоровья и всяческих успехов. А главное — давайте доверять друг другу, ценить чужой и свой труд! После неудач всегда приходят успехи. Вспомните, как трудно было этой осенью тренеру немцев Феллеру после поражения от Англии дома 1:5. Феллера критиковали нещадно, но продолжали верить в него, в немецкий футбол. Результат вы все видели, теперь Феллер — герой! Так и нам не следует бросаться в крайности. Будем работать и успех обязательно придет. Давайте вместе верить в наш футбол, в его хорошее будущее, в успехи сборной Украины!

— Уже в следующем году?

— Было бы хорошо, чтобы так произошло. Сделаю для этого все возможное, все, что реально можно сделать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать