Перейти к основному содержанию

Импичмент Клинтона: процесс пошел

07 октября, 00:00

Голоса членов комитета разделились точно в соответствии с партийной принадлежностью — все республиканцы — 21 — проголосовали за начало формального импичмента, 16 демократов — против. Таким образом, хотя перед началом голосования председатель комитета Хенри Хайд призвал конгрессменов руководствоваться только собственной совестью, а не партийной принадлежностью, «неполитизированного» голосования не получилось — республиканцы используют свой едва ли не единственный шанс, чтобы отстранить от власти мощного соперника-демократа. Ведь по всем прогнозам, если импичмент не удастся и Клинтон сохранит свой пост до конца срока, на следующих выборах кандидатом от демократов станет нынешний вице-президент Эл Гор, который, в отличие от Клинтона, «в связях, порочащих его, замечен не был». А результатами деятельности президентской команды не с точки зрения морали, а исходя из достижений в области внутренней и внешней политики, большинство американцев все же удовлетворены.

Америка все еще живет эпохальным событием, состоявшемся в конце сентября: согласно решению юридического комитета палаты представителей Конгресса США по телевидению была показана видеозапись свидетельских показаний президента Билла Клинтона, сделанных им 17 августа сего года членам Большого жюри.

Узнать что-то новое никто и не предполагал — все это уже было растиражировано и в прессе, и через Интернет. Но вот увидеть президента, «живьем» свидетельствующего об интимных подробностях своей связи с бывшей стажеркой Белого дома Моникой Левински, — такое случается не каждый день. Интрижка, оставшаяся бы незамеченной, случись она с простым смертным, в данном случае превратилась в мировой роман. Естественно, что всех интересовали прежде всего эмоции. Эмоции лидера самой могущественной державы — ведь такого грандиозного спектакля в истории еще не было.

В общем, зрелище было грустное. В течение четырех часов президент давал то сбивчивые ответы, то нервничал, а в некоторых случаях даже срывался до неприкрытого раздражения. Что не удивительно, когда приходится отвечать на столь откровенные вопросы. Однако в целом президент держал ситуацию под контролем, хотя в его ответах и зафиксирована явная нестыковка: с одной стороны, президент все же признал под присягой, что у него была «неподобающая связь» с Левински, — но с другой — тут же стал утверждать, что сексуальных отношений между ними не было. И следовательно, он не врал ранее ни американскому народу, ни независимому прокурору Кеннету Старру. По этому поводу в прессе даже развернулась ожесточенная дискуссия, в результате которой большинство все же склоняется к тому, что та форма интимных отношений, которая была у президента с Левински, — это все равно секс. Кстати, за такие словесные увертки президента уже обвиняют в новом грехе — «издевательстве над английским языком».

Ох, уж этот секс! Ну не вся же Америка такая либеральная, как Нью-Йорк или Сан-Франциско, которым только подавай погорячей! В глубинных городках на юге и по сей день такое слово стараются не произносить, а тут этот секс, да еще и президентский, так и лезет отовсюду со всех телеканалов, из газет и из Интернета. А ну, давай, заныривай, любопытный школяр, во «всемирную паутину» и читай хоть все 546 страниц доклада Старра. Многим фирмам-провайдерам, обеспокоенным нареканиями клиентов, уже пришлось ввести на своих серверах специальные фильтры, код которых будут знать только взрослые.

Кстати, семья Клинтонов потратила на адвокатов уже $8 млн., счета по 4 миллионам все еще не оплачены. Того, что зарабатывают и Билл, и Хиллари, явно недостаточно, разве что президенту придется написать мемуары. А вот Левински, три года не стиравшая своего платья со следами любви, которое впоследствии было подвергнуто анализу на ДНК и сейчас фигурирует в качестве доказательства, свои мемуары уже состряпала. Однако вышла промашка и куш сорвать не удалось: после того как был опубликован отчет Старра, ни одно издательство ими пока не заинтересовалось.

Что же дальше? Сейчас многое будет зависеть от общественного мнения. Пока оно довольно противоречиво. Некоторые считают, что нельзя оставлять на столь высоком посту человека, который солгал под присягой, чинил препятствия юридическому разбирательству и принуждал других к даче неправдивых показаний. И пока он не откажется от центральной — двусмысленной — посылки своего заявления, то есть что «эта связь не являлась сексуальным отношением, а следовательно, я не врал», — пощады ему не давать никакой!

Другие же считают — хватит всего этого и так уже достаточно. И потом то, что сделал президент, плохо, но то, как с ним обращается Конгресс, — ничуть не лучше. К тому же вправе ли кто-либо нарушать столь ценимую американцами «прайваси» — право каждого человека на неприкосновенность частной жизни? Многие говорят: «Мы избирали человека на пост президента с надеждой на то, что он будет отлично работать на своем государственном посту, оставьте его личную жизнь ему самому». И действительно, первые после показа по телевидению опросы свидетельствуют, что две трети американцев по-прежнему считают, что Клинтон справляется с работой и должен остаться на своем посту. А многие полагают, что он правильно сделал, что не стал вдаваться в подробности своих интимных отношений с Левински. Тем не менее, хотя по конституции США импичмент возможен лишь в случаях государственной измены, взяточничества и при других серьезных нарушениях, оппоненты президента в комитете Конгресса решили все же начать эту процедуру. Между тем многие эксперты утверждают, что Конгресс мог бы ограничиться неким порицанием в адрес президента.

Итак, выкарабкается ли из этой ситуации президент Клинтон? На данный момент четко вырисовывается следующее. Раздев своего президента, страна двинулась по опасному пути: разрушается незыблемость и авторитет самого института президентства, размывается американская государственность, издержки демократии оказались настолько велики, что уже очевидно — она сама вырождается в маккартизм, хотя и современного образца. И вообще, не является ли все происходящее началом конца столь многими воспевавшейся «американской мечты»? И в международном масштабе происходят изменения: налицо крушение создавшегося десятилетиями и уже устоявшегося представления об Америке.

Александр САМБРУС

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать