Кто не рискует...
Тот живет в «хате с краю»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030320/450-1-1_0.jpg)
Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики:
— Провал попыток провести новую резолюцию по Ираку через СБ ООН, что обуславливает выход конфликта за рамки правового поля, значительно усложняет отношение к возможному вовлечению украинцев в любой форме в этот конфликт. Существует вероятность того, что Верховная Рада не поддержит представление Президента по отправке РХБ батальона в Кувейт.
В то же время реальность такова, что есть вооруженный конфликт, есть угроза применения оружия массового уничтожения, есть мирное население, и, соответственно, существует необходимость его защиты. Обязательно ли украинцам участвовать в этом? Нет, не обязательно. Но учтите, что к нам обратилось суверенное государство — Кувейт — за помощью. Это свидетельствует о признании этим небедным государством нашей способности решать, по необходимости, сложную военно-гуманитарную миссию эпохи «новой войны». Признано, что мы обладаем ресурсами, которых нет в распоряжении даже некоторых членов НАТО. Понятно, что обратиться к Киеву Кувейту «посоветовали» Соединенные Штаты. По всей вероятности, у США есть свои соображения по этой проблеме, так же, как есть свои мотивы у руководства Украины. Не секрет, что нынешнее военное сотрудничество является в том числе инструментом ослабления кризиса украинско-американских отношений, в чем заинтересованы обе стороны. Все решения по проблеме Ирака сейчас диктуются соображениями политического «реализма», то есть поиском практической выгоды и выгодной ниши. Это выглядит немного цинично, но в этом — реальность мировой политики. И Украина здесь не исключение.
Борис ТАРАСЮК, фракция «Наша Украина»:
— Голосование будет очень сложным и его результаты прогнозировать сейчас также сложно. Наша фракция определится со своей позицией завтра (сегодня. — Авт. ) утром, а документы, которые были поданы Президентом по этому вопросу, многие еще не успели получить. Все будет зависеть от того, что в этих документах. Заранее могу сказать, что среди возможных позитивных последствий для Украины: укрепление ее роли как контрибутора миротворчества; выполнение обязательств в рамках Украина— НАТО; повышение профессионализма военнослужащих, которые сознательно сделали свой выбор. Среди негативов — риски для военных; поляризация общественного мнения в отношении кризиса вокруг Ирака; возможность террористических актов... Впрочем, позиция нашей фракции будет зависеть от того, какими будут ответы на вопросы о статусе батальона, порядке его финансирования, обеспечения защиты, вопросов страхования жизни и здоровья украинских военных и т. п.
Олег БЕСПАЛОВ, внефракционный:
— Прогнозировать результаты голосования по поводу отправки украинского батальона в Кувейт достаточно сложно. Могу сказать, что я и многие мои коллеги по комитету национальной безопасности и обороны буду голосовать против этого решения, поскольку, согласно представленным нам документам, мне как бывшему военному совершенно очевидно, что батальон будет вовлечен в боевые действия. А это абсолютно прямо запрещает статья 17 Конституции, так как речь в данном случае идет не о защите национального суверенитета и безопасности, а о подчинении нашего батальона, по сути, штабу антииракской коалиции. Помимо этого несколько странно, что 17 марта наш посол обратился к руководству Кувейта с тем, чтобы украинский батальон был направлен в зону потенциальных боевых действий за счет государственного бюджета. А поскольку в данном случае речь идет не о миротворческой операции, то крайне неоднозначным оказывается вопрос компенсации. Вопросы тут есть и по правовой и по мотивационной точке зрения Украины.
Валерий КОНОВАЛЮК, фракция «Регионы Украины»:
— Вопрос будет обсуждаться завтра на фракции. Много вопросов по поводу приглашения украинского батальона Кувейтом и его статуса, ввиду отсутствия реакции ООН на заявление США. Решение же нашей фракции будет выстроенным и общим. Хотя лично я больше склоняюсь к тому, чтобы не поддержать направления украинского батальона. Мы должны понимать, что Украина, в сложившейся ситуации, должна не просто сохранять нейтралитет, а идти в контексте резолюций Совета безопасности ООН.
Степан ГАВРИШ, депутатская группа «Демократические инициативы»:
— Наша группа разделилась на две части и единой позиции в принятии этого решения нет. С одной стороны — Украина может оказать гуманитарную и техническую помощь населению третьей страны, которая является невоюющей, но может подвергнуться химической и бактериологической атаке. С другой — речь идет о косвенном участии батальона в войне. И мы бы не хотели, чтобы конфликты решались с использованием агрессии и военной силы. Предварительно: группа будет голосовать в «свободном режиме».
Борис АНДРЕСЮК, фракция СДПУ(О):
— Прежде всего, батальон имеет статус подразделения и направляется в Кувейт на основании его приглашения с целью гуманитарной поддержки и защиты гражданского населения. Положения документов, направленных Президентом, вполне соответствуют украинскому законодательству. Вопросы, связанные финансированием, также, четко определены. 32 млн. грн. будет стоить отправка и перевозка батальона, около 4 млн. грн. — его пребывание и т. д. Все это будет компенсировано Украине третьей стороной (фактически, США). И, тем не менее, обсуждение отправки РХБ-батальона в Кувейт будет крайне сложным, поскольку многие фракции рассматривают его в политической плоскости. Точки зрения парламентариев — абсолютно полярные. Многое выясниться сегодня (вчера. — Авт. ) на заседании комитета, на которое приглашены Евгений Марчук, Анатолий Зленко и Владимир Шкидченко, и завтра утром. В том числе и позиция нашей фракции.
Станислав НИКОЛАЕНКО, фракция СПУ:
— Насколько я владею информацией, наша фракция не будет принимать участия в голосовании. Мы считаем, что втягивать Украину в большой конфликт, не благословленный авторитетом ООН, означает поставить страну между молотом и наковальней. То есть — между США и исламским миром. Хотя не поддержать американцев, с одной стороны, нашему государству сегодня не выгодно. Последствия могут быть разными. Но мы не знаем цены, которую заплатим, отправив батальон в Кувейт и, кто знает, что будет завтра? Вполне возможно, что завтра (сегодня. — Авт. ) мы узнаем мотивацию Президента. Если закон пройдет, то он, действительно, пытается наладить отношения с США. Если нет — можно будет сделать вывод, что запланирована еще одна дискредитация Верховной Рады и «перевод стрелок».
Георгий КРЮЧКОВ, фракция КПУ:
— Наша фракция будет однозначно голосовать против. Потому что посылка батальона в Кувейт, представленная в документах, по сути, будет свидетельствовать о солидарности Украины с позицией США в отношении суверенного государства Ирак. Кроме того, радиологическая, химическая разведка и прочие задания, которые может выполнять наш батальон очень напоминают вовлечение подразделения в боевые действия. Открытым остается проблема компенсаций: в соглашении с Кувейтом говорится, что батальон будет отправлен за счет бюджета Украины, а соглашения и суммы возмещения, которые «представит третья сторона», пока неизвестны.
Александр ЗАДОРОЖНИЙ, представитель Президента в парламенте:
— Более политизированный вопрос сложно придумать, и это очевидно. Обсуждение обещает быть очень сложным. Предстоит получить ответы на принципиальные вопросы. Первый — «С кем мы?» Второй — «Можем ли мы сохранить традиционный для нашей ментальности нейтралитет?» Думаю, что вариант «москаль iз жидом б’ються, а українець на горі» будет исключен. Многовекторность многим импонирует, потому что означает отсутствие определенности. Третья проблема — парламент находится в контрверсионном состоянии: обвиняя Президента в ухудшении отношений с США, оппозиция будет обвинять его в улучшении этих отношений. Ведь позитивное решение по батальону укрепит позиции Президента, а многим это не выгодно. Вопрос будет острым не только потому, что оно подразумевает ответственность за военных, а еще и потому, что оно как никогда политическое. И я не был бы представителем Президента, если бы не сказал, что будет принято положительное решение. Но, еще раз подчеркну, вопрос крайне сложный и над ним надо работать. Многое будет зависеть от убедительности министров, которые выступят на заседании профильного комитета и на трибуне Верховной Рады.
Анатолий ГРИЦЕНКО, президент Украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова:
— Мы уже имеем приглашение от Кувейта, уже есть внесенный Президентом в Верховную Раду законопроект. Теперь уже на карту поставлено не только решение, принятое СНБОУ под руководством Президента, но и имидж страны вообще. В этой ситуации если парламент не поддержит внесенный Президентом законопроект, возникнут еще большие проблемы во взаимоотношениях Украины с США, и имидж Украины пошатнется еще больше. Поэтому я думаю, что обсуждение в парламенте будет достаточно бурным. Уже известны силы, которые будут голосовать против, прежде всего — левые. Но я думаю, что в лагере пропрезидентских сил, и в «Нашей Украине», в центристских и оппозиционных фракциях, в БЮТе будут возникать достаточно правомерные вопросы, которые будут касаться и своевременности принятия такого решения, и финансовых, материальных аспектов, транспортировки и содержания там нашего батальона, времени его пребывания, мандата, медицинской, физической и другой защиты персонала, страховых компенсаций в случае возможных увечий, травм, гибели военнослужащих, относительно цены — стоит ли платить жизнями наших солдат. Но в то же время есть основания полагать, что президентской команде удастся «продавить» положительное решение, и оно будет принято.
Дальше все будет зависеть от того, каким образом на практическом уровне удастся совместными усилиями парламента, правительства, дипломатов, военных, всех, задействованных в решении этого вопроса, обеспечить адекватное событиям, которые будут разворачиваться, эффективное участие нашего батальона. Возможно, что все произойдет так, что он вообще не будет задействован никоим образом. Поэтому я думаю, что батальон будет туда направлен. На данном этапе — мы слышали заявление Армитаджа — американцы поддержали такое наше решение, хотя не секрет, что оно было известно им, и, возможно, инспирировано ими еще на предварительной стадии. В кулуарах высказывается сдержанная, иногда — негативная оценка такого хода Украины со стороны некоторых европейских государств, которые имеют иную, отличную от американской, позицию по этому вопросу. Известно заявление посла Ирака в Украине, который прогнозирует сложности в отношениях между Украиной и Ираком в будущем. Я думаю, что многое будет зависеть от того, как будут разворачиваться события в Ираке, насколько быстрой или затяжной будет эта война, и какие цели будут поставлены прежде всего американским правительством. То ли это найти, обезвредить, уничтожить места, предприятия, установки, связанные с возможным наличием оружия массового поражения, то ли будет поставлена более широкая задача, сомнительная с точки зрения легитимности — свержение режима Саддама Хусейна, приведение к власти какого-то проамериканского правительства. Тогда уже более детально можно будет просчитывать и последствия для Украины в экономической и политической плоскостях.
Выпуск газеты №:
№50, (2003)Section
Панорама «Дня»