На одно правительство две «Библии»
За историю независимой Украины парламент семь раз принимал разнообразные версии Закона «О Кабинете Министров». Ровно столько же президент Леонид Кучма ветировал их. Ныне на высших ступенях власти опять на фоне этого же закона, который должен четко отрегулировать деятельность правительства, с новой силой разгорелись страсти (см. «День» от 18 октября). Виктор Ющенко, пользуясь правом выступать субъектом законодательной инициативы, до конца текущей недели намерен представить свой проект закона о Кабмине. Правительственный вариант этого же закона уже рассматривается в профильном комитете ВР. Ситуация ныне такая: глава государства критикует правительственный проект, члены КМУ, в свою очередь, не жалуют президентский вариант. Какая судьба постигнет эти два законопроекта? Этот вопрос «День» переадресовал политическому эксперту Юрию ЯКИМЕНКО.
— Итак, почему, на ваш взгляд, за 15 лет независимости в Украине до сих пор не принят закон, который должен четко регламентировать деятельность Кабинета Министров Украины?
— Этот закон прежде всего должен регулировать отношения между Президентом, Кабинетом Министров и в частности премьер-министром. И собственно после принятия Конституции в 1996 году каждая из этих сторон (тогда, наверное, больше Президент) пыталась трактовать и расширять сферу своих полномочий за счет процедур и механизмов.
То есть более выгодным на тот момент было как раз не урегулирование этих отношений, а толкование их единолично Президентом и преимущественно в свою пользу. Потому что принятие этого закона означало бы определение четких границ между Президентом, Кабинетом Министров и премьер-министром. А в случае принятия данного законопроекта, не было бы возможности произвольно определять пределы своих полномочий в отношениях с исполнительной властью для Президента. И поэтому на этот закон в практике украинского законодательства, кажется, более всего (около десяти раз) налагалось вето. А когда вето было преодолено, этот закон просто не подписывался главой государства. Собственно, война вокруг этого закона имеет давние традиции и исторические корни.
— Пока что и Президент, и правительство разработали собственные законопроекты о Кабмине. Получается, что сделано это только из-за того, что каждый из них хочет получить как можно больше полномочий?
— Изменения к Конституции Украины зафиксировали новое распределение полномочий. И сейчас у нас сложилась такая ситуация, что каждое из полномочий может толковаться по-разному. Это происходит потому, что есть логика, которая закладывалась авторами проекта Конституции, и есть логика, которая присутствует у каждого из политиков или представителей других властных институтов. Отсутствие однозначного толкования этой срединной линии полномочий между Президентом и, в данном случае, Кабинетом Министров, как раз и является стимулом к этим конфликтам. Каждый стремится взять больше власти через механизмы и процедуры, через толкование того или иного положения. И, я думаю, что выходом из этой ситуации будет только толкование Конституционным Судом. И именно на основании этого толкования уже должен приниматься закон и о Кабинете Министров, и законы, которые будут регулировать деятельность Президента или консультативно-совещательных органов при Президенте Украины.
— С точки зрения политической этики, не было бы более целесообразно объединить эти два проекта и выработать единый, компромиссный вариант закона о Кабмине?
— Вы абсолютно правы. Логичнее было бы создать, как это, кстати, делалось при предыдущем Президенте во многих спорных вопросах, совместную рабочую группу, которая бы разработала совместный согласованный проект. Но сейчас логика отношений между Президентом и Кабинетом Министров именно такова, что предполагает наличие конфликтного сценария. То есть на каждое действие одной стороны, другая отвечает своим. Это, собственно, проявление политической ситуации, которая наблюдается в стране.
— Заместитель председателя Секретариата Президента Арсений Яценюк сообщил о том, что президентский проект закона о Кабинете Министров будет представлен в ВР до конца текущей недели. А правительственный проект уже находится на рассмотрении профильного комитета. Как вы считаете, в какой последовательности парламентарии их будут рассматривать и какая, собственно, судьба их будет ждать в ВР?
— Скорее всего, оба эти проекта пройдут через один комитет ВР и в отношении их будет сделан вывод Научно-экспертным управлением. По логике самого законодательного процесса, оба законопроекта должны выноситься на рассмотрение в сессионный зал одновременно. Что касается их дальнейшей судьбы, то, на мой взгляд, оптимальным, по-видимому, было бы возвращение этих двух проектов на доработку и выработка на их основе общего законопроекта. Кстати, такая практика у нас уже есть.
— Авторы правительственного проекта, подавая его в ВР, просили рассмотреть этот закон как неотложный. На самом ли деле закон о Кабинете Министров, в случае принятия и подписания Президентом, может погасить пожар страстей между СП и правительством?
— На мой взгляд, удастся реализовать эту потребность в погашении конфликта только в том случае, если перед этим по наиболее принципиальным, спорным вопросам, будет вывод КС. Потому что здесь есть четкие элементы политического противостояния — нашла, так сказать, коса на камень. А закон процедурно может действовать только тогда, когда будет четко сказано, что, скажем, в вопросе контрассигнации премьер не имеет права не подписать Указ Президента. Так же в отношении назначения или увольнения глав администраций — Президент не имеет права отказать в представлении Кабинета Министров. То есть, когда будут окончательно расставлены все точки над «і» в самых чувствительных вопросах именно Конституционным Судом, тогда принятие этого закона действительно урегулирует ситуацию. Если этого не будет сделано, то, на мой взгляд, мы будем наблюдать за новыми войнами, но уже непосредственно вокруг этого закона.
Выпуск газеты №:
№180, (2006)Section
Панорама «Дня»