Начало большого геополитического передела
Россию признали равной НАТО. Украину пригласили в Прагу![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020516/485-1-2_0.jpg)
В комментариях результатов встречи министров иностранных дел стран НАТО в Рейкьявике по этому случаю было много риторики. Решение о создании Совета сотрудничества Россия — НАТО названо «историческим», министр иностранных дел Великобритании Джек Стро сказал, что в Рейкьявике состоялись похороны «холодной войны». Деятельность нового совета будет базироваться не на консультациях, как это было раньше, а на участии России как равноправного партнера в процессе выработки решений по проблемам, которые касаются в первую очередь борьбы с терроризмом, контроля над нераспространением оружия массового уничтожения, менеджмента кризисных ситуаций (то есть предотвращения конфликтов и миротворческой деятельности), безопасности мореплавания, борьбы со стихийными бедствиями. Как раз в тематике ничего нового нет, здесь сохраняется все то, что было зафиксировано еще Основополагающим документом об отношениях НАТО — Россия. Новость — именно в провозглашенном равноправном участии сторон.
Никакого права вето на решения НАТО Россия не будет иметь, НАТО и после образования «двадцатки» с Россией будет сохранять способность к самостоятельным действиям. Следовательно, историчность момента — в том, что НАТО и Москва пытаются изменить саму психологию своих отношений, которая до сих пор не отличалась чрезмерным доверием. И замечание редакционной статьи «Волл Стрит Джорнал» о том, что на самом деле НАТО заключила соглашение с Путиным, а не с Россией, очевидно, имеет под собой определенные основания. Ведь именно лично Путин выступил в России инициатором продвижения в сторону Запада, и его активность была в определенной мере вознаграждена.
О значении встречи в Рейкьявике как знаке окончания «холодной войны» можно говорить и по другой причине. После встречи министров уже говорится, что, очевидно, на саммите Альянса в Праге, на котором будет объявлено о начале второй волны расширения НАТО, среди приглашенных к вступлению будут названы все три страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония, несмотря на сопротивление Москвы. Министр иностранных дел России Игорь Иванов сказал в Рейкьявике по этому поводу, что механическое расширение НАТО не прибавит безопасности ни нынешним странам-членам, ни странам-кандидатам. Излишним было бы уточнять, что Иванов этим самим обнародовал официальную точку зрения Москвы, которая (во всяком случае, на словах) остается неизменной. С этой точки зрения, действительно, как допускал ряд и украинских, и западных аналитиков, образование «двадцатки», которое стало реализацией предложения премьер-министра Великобритании Тони Блэра к руководству НАТО и России, выглядит, среди прочего, и своеобразной компенсацией Москве со стороны НАТО. За то, что НАТО надеется перейти через «красную линию», очерченную в Москве еще во времена президента Ельцина, и принять в свои члены три страны, раньше входившие в состав СССР. Среди российских политических и научных элит остается популярным (хотя все реже высказывается) мнение о том, что вследствие этого российским национальным интересам в сфере безопасности будет нанесен немалый вред, и Москва будет вынуждена искать адекватный ответ. Таким образом, «большой геополитический передел», как, возможно, будущие исследователи назовут процесс, который стартовал в Рейкьявике, полностью будет зависеть от того, насколько в действительности ключевые страны-члены НАТО, и прежде всего, Соединенные Штаты (которые однозначно настаивали на том, что Россия не может иметь права вето на развитие Альянса) и Москва будут пытаться отойти от психологии противостояния к настоящему партнерству, которое на самом деле будет требовать от всех участников процесса огромной политической воли. Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон в Рейкьявике сказал, что образование «двадцатки» не означает, что НАТО и Россия должны во всем соглашаться.
В действительности, роль встречи в Рейкьявике — не столько в попытке превратить Россию в партнера, ничего при этом не говоря о перспективах ее членства в НАТО, сколько в начале пересмотра существующей системы распределения ролей в системе глобальной безопасности. Похоже на то, что Россия благодаря немалым усилиям президента Путина и особенно — его активности сразу после известия о трагедии 11 сентября свое место в новой системе мировых координат если еще полностью не определила, то находится на пути к этому.
В том, что касается Украины, вопрос выглядит более сложным. На ее будущее встреча в Рейкьявике будет влиять сразу по двум причинам. Во-первых, в силу того, что новое распределение геополитических ролей, начатое созданием «двадцатки», может одновременно как открыть пространство для политики Киева, так и сузить его. Геополитические преимущества удачного географического расположения, как часто свидетельствует история, могут быть сведены на нет несогласованностью действий основных политических игроков, неопределенностью, непоследовательностью государственной политики, неадекватным внутренним развитием, отсутствием стабильности в обществе. Во-вторых, после встречи в Рейкьявике становится очевидным, что на Пражском саммите НАТО для вступления будут приглашены Словакия и Румыния, непосредственно граничащие с Украиной, а также балтийские страны и Болгария, которая не может не служить примером.
Итоговое коммюнике встречи в Рейкьявике упоминает Украину несколько раз. Во-первых, Альянс, говоря о формировании новых отношений в области безопасности с Россией, упоминает и о развитии своих отношений с Украиной и другими партнерами. НАТО отмечает сильную настроенность Украины на достижение полной евроатлантической интеграции, продолжает поощрять ее к проведению необходимых для достижения этой цели реформ и декларирует готовность ей в этом помогать. Самое же главное кроется глубже — Альянс подчеркивает, что министры решили дать новый толчок и придать новую сущность партнерству с Украиной. Совету сотрудничества поручено разработать новые механизмы и модальности, которые базируются на Хартии об особом партнерстве, и поднять отношения на качественно новый уровень. Министры, как сказано в документе, надеются углубить и расширить отношения, в том числе и через интенсификацию консультаций и сотрудничества в политических, экономических, оборонных вопросах. Ключевым словом здесь, по-видимому, должно быть все же «консультации» — Альянс говорит о новых форме и сущности, и даже о новом уровне, но при этом общий уровень остается тем же, в отличие от качественного скачка в отношениях с Россией. И поскольку в тексте коммюнике упоминается надежда обсудить отношения на саммите в Праге, можно точно утверждать: это и есть приглашение на Пражский саммит, один из тех вопросов, которые так долго оставались без ответа. С этой точки зрения можно утверждать, что результаты встречи в Рейкьявике были позитивными для Украины, поскольку Альянс декларирует готовность к серьезным изменениям в отношениях. Правда, это не является ответом на призыв Президента Кучмы — «Приглашайте!». С одной стороны, возможность вступления Украины в НАТО как в систему международной безопасности, а не военного союза официально не отвергается. С другой стороны, западные эксперты подтверждают, что сегодня НАТО действительно стремится приблизить к себе Украину, но считает, что о перспективах ее вступления говорить рановато.
Подытоживая, можно сказать, что то, каким образом определится роль Украины в нынешнем геополитическом распределении, в огромной степени будет зависеть от самой Украины — насколько, в частности, она будет готова на шаги, которые действительно будут отвечать идее евроатлантической интеграции, насколько ее руководство (в том числе и парламент) будет проводить последовательную политику, насколько она сама заставит с собой считаться. И это — главный урок из встречи в Рейкьявике.
ВОПРОС «Дня»
1. Как вы относитесь к изменениям в отношениях Российской Федерации и НАТО? Долговременны ли они?
2. Не назрела ли необходимость изменить формат сотрудничества Украины и НАТО? Насколько к этому готовы Киев и Альянс?
Владимир ХАНДОГИЙ, глава миссии Украины при НАТО, посол
1. Я считаю, что углубление отношений между РФ и НАТО, перевод их в плоскость партнерских отношений является позитивным знаком, поскольку идет только на пользу укрепления общеевропейской безопасности. Образование новых механизмов такого сотрудничества, в частности, нового Совета НАТО — Россия (т. наз. «двадцатка»), свидетельствует об осознании Альянсом и Россией принципов неделимости безопасности, особенно в эпоху новых угроз. Мир только выиграет от того, что судьбоносные решения по безопасности будут приниматься совместно НАТО и Россией.
Что касается «продолжительности» этих новых отношений, то я лично убежден в том, что они не являются конъюнктурными и «обреченными» на дальнейшую позитивную эволюцию. Ведь в нашем взаимосвязанном и взаимозависимом мире альтернативы углублению и развитию отношений нет.
2. Да, назрела. И в Киеве, и в Брюсселе мы сейчас активно работаем над этим. Важно, что со стороны НАТО есть понимание необходимости поднять уровень отношений с Украиной на качественно новую ступень. Что касается формата и модальностей будущего сотрудничества, то они будут определены путем консультаций на различных уровнях. В частности, впереди важные заседания Комиссии Украина — НАТО в Рейкьявике на уровне министров иностранных дел, в июне — на уровне министров обороны в Брюсселе. В начале июля Комиссия Украина — НАТО соберется в Киеве, чтобы отметить пятую годовщину подписания хартии об особом партнерстве Украины — НАТО.
Кульминацией этой работы должен стать саммит Украина — НАТО в Праге в ноябре, который, я надеюсь, определит характер отношений Украина — НАТО и пути их дальнейшей эволюции.
В этой нашей совместной работе основополагающей является формула Президента Украины Л.Д. Кучмы, согласно которой Украина готова идти в своих отношениях с НАТО настолько далеко, насколько Альянс готов к этому.
Дитмар ШТЮДЕМАНН, посол Федеративной Республики Германия в Украине
1. События 11 сентября прошлого года драматически показали нам, что безопасности можно достичь только общими усилиями. Поэтому я вижу в сближении Российской Федерации с НАТО очень позитивное развитие, которое пойдет в пользу нам всем. Здесь речь идет о максимально тесном сотрудничестве по существенным вопросам — таким, как борьба с терроризмом, регулирование кризисных ситуаций, контроль над вооружением, меры с целью углубления доверия, широкая военная кооперация, гражданская оборона и еще целый ряд сфер. 2. Решающим, как мне кажется, сейчас является не формат, а содержательное наполнение сотрудничества между Украиной и НАТО. Альянс к этому готов, как это показали очень интенсивные контакты в течение последних месяцев. Заседание Комиссии Украина — НАТО в Рейкьявике 15 мая подтвердило это. Украина является важным партнером для достижения стабильности и безопасности в Европе. Она заявила о своей стратегической цели в полной мере интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры и участвовать во всех европейских системах гарантирования безопасности. Германия будет поддерживать Украину на этом пути. Однако важным остается и то, чтобы содержание сотрудничества сопровождалось успешными реформами в сфере обороны, которые, опять же, имеют перспективу только на основах экономической, политической и социальной стабильности. Демократия и государственноправовые институции образуют фундамент НАТО, являющейся сообществом взаимных ценностей.
Выпуск газеты №:
№85, (2002)Section
Панорама «Дня»