Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Налоговая реформа вслепую

Бизнес обманывает государство. Государство обманывает себя
18 июня, 00:00

Украинское правительство окончательно попало в капкан виртуальной статистики. Те данные, которые руководство страны использует в своей работе, являются, мягко говоря, неполными, и это непосредственно влияет на качество экономической политики. Госкомстат, конечно, делает свое дело исправно, собирая информацию на основе финансовых отчетов предприятий. Но налоговая система в стране такова, что показывать в отчетах производство и реализацию продукции в полном объеме попросту невыгодно. Если речь идет об экспорте или импорте, то скрыть товарные объемы, конечно, сложнее из-за таможенного контроля, но то, что реализуется на внутреннем рынке, часто не фигурирует в финансовой отчетности предприятий. Рост ВВП на 7,3% по итогам четырех месяцев 2003 года — это показатель позитивных тенденций в так называемом легальном секторе экономики. Что творится в остальной части экономики, никто попросту не знает. Не мудрено, что не имея полной картины, правительство и парламент совершают ошибки при планировании экономического развития страны.

Кабинет Министров поддержал консервативный сценарий проведения налоговой реформы. Первый вице-премьер Николай Азаров в интервью УТ-1 заявил, что ставку НДС будет предложено снизить с 2004 года до 17%, в с 2005 — до 15%. По его словам, такая неспешность застрахует государственный бюджет от возможных финансовых потерь. При этом вице-премьер ничего не сказал о целях снижения налоговой ставки и налоговой реформы в целом.

Логически, такой целью должно стать стимулирование малого и среднего бизнеса к выходу из тени. Но разве какая-то социологическая служба выиграла тендер на проведение опроса бизнесменов о ставке НДС, которая бы склонила их к полной легализации? Хотя, в данном случае, такой опрос мудрее было бы провести по всем базовым налогам, формирующим центральный бюджет страны. Тактика осторожной налоговой реформы уже сегодня вызывает ухмылку и многих бизнесменов. «НДС — не тот налог, снижением которого Кабмин хоть чего-то добьется. Здесь проблемы в администрировании налога. А нерешительное снижение ставки может вызвать только сожаление в адрес правительства. У них ничего не получится», — сказал «Дню» руководитель одной из юридических фирм. По его словам, главные налоги, заставляющие компании уходить в тень, — это налог на прибыль и отчисления из Фонда заработной платы.

Николай Азаров объявил о планах по снижению нагрузки на Фонд заработной платы с 37% до 32%. «Это все, что мы можем себе позволить», — заявил первый вице-премьер.

Похоже, в правительстве не знают, что на самом деле Фонд заработной платы многих украинских малых и средних предприятий, не менее чем в 5—6 раз превышает те суммы, которые декларируются в отчетности. Для Киева же это соотношение, считают опрошенные корреспондентом «Дня» предприниматели, еще больше. Но даже в своем «несмелом» заявлении один из руководителей правительства не упомянул о цели снижения налоговой нагрузки. А ведь если львиная часть украинского частного бизнеса и дальше будет продолжать выдачу зарплаты в конвертах, то разницы действительно нет — что 37%, что 32%.

Главная задача налоговой реформы — легализация теневых финансовых потоков — правительством до сих пор не сформулирована. Почему это произошло, предположить несложно. Нет информации не только об оценках бизнесом украинской налоговой системы, но и о реальном размере и структуре теневой экономики. НБУ предпочитает делать такие замеры, исходя из объемов так называемой «неконтролируемой» денежной массы. УСПП «оставляет» за теневой экономикой 40—50% украинской экономики. Спикер парламента Владимир Литвин в прошлом году оценил долю «тени» на уровне 34%. Все это больше похоже на гипотезы. Целенаправленной работы над изучением всех составляющих теневой экономики до сих пор не проведено. Именно поэтому налоговая реформа, инициированная Кабинетом Министров, выглядит неубедительно. Не зная противника, очень сложно его победить.

Любопытно, что на виртуальность украинской официальной статистики попадается не только правительство, но и неправительственные аналитические центры. Центр им. Разумкова на прошлой неделе заявил о нездоровой структуре украинского ВВП, сославшись на данные о том, что соотношение экспорт—импорт к валовому внутреннему продукту у нас составляет 89,7%. Это якобы указывает на отсутствие в Украине внутреннего рынка для украинских производителей. Но ведь все прекрасно понимают, что на самом деле это совсем не так. Просто то, что продается внутри государства, легче вывести за пределы официальной отчетности.

Странности налоговой реформы в нашей стране очень напоминают ситуацию, которая сложилась в медицине. Согласно последним социологическим опросам, украинцы ставят на второе место в рейтинге насущных проблем дороговизну медицинских услуг. При этом в парламенте продолжается дискуссия о том, нужно ли сохранять украинскую медицину теоретически бесплатной. Самообман, которым окружили себя политики в этом случае, мешает им выработать реальные стандарты для деятельности весьма доходной отрасли. Больная медицина прекрасно иллюстрирует больную экономику.

Если правительство и парламент и дальше намерены формировать экономическую политику вслепую, то в целом очень симпатичная идея налоговой реформы будет обречена на провал. В отличии от большинства европейских стран, хорошей зависимости власти от бизнеса (хотя бы крупного), в нашей стране пока просто не чувствуется. Иначе наверняка «красные директора», угольные генералы или менеджеры новой волны объяснили бы министрам необходимость проводить налоговую реформу не ради лозунга, а в виде рентабельного для государства и экономики бизнес-проекта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать