Победа консерваторов
«Древний Рим времен упадка» напоминает современная Европа новому Папе
Когда вечером 19 апреля над трубой Сикстинской капеллы поднялся белый дым и одновременно зазвучал мажорный колокольный звон, интернациональная стотысячная толпа на площади Св. Петра разразилась громоподобным радостным возгласом — избран новый Римский Папа! Это 265-й понтифик на Римской кафедре; первым главой Католической церкви считается апостол Петр, который возглавлял римских христиан в I ст. На этот раз выборы очередного Папы прошли рекордно быстро — всего за два дня работы конклава. Избран всем известный соратник Иоанна Павла II — кардинал Йозеф Ратцингер, который принял имя Бенедикт ХVI. В своей первой речи взволнованный радостный Бенедикт ХVI с благодарностью упомянул своего предшественника — Папу Иоанна Павла II, которого он назвал Великим. (Бенедикт ХV, имя которого взял Ратцингер, был Папой в 191 4 — 1922 годах). Каким образом чаши весов склонились в сторону Йозефа Ратцингера? Это большая тайна конклава, но, по мнению автора, церковные выборы мало чем отличаются от светских.
Кто такой кардинал Ратцингер, с сегодняшнего дня возглавивший миллиардную католическую общину мира? Какое место занимал он в иерархии Католической церкви? Йозеф Ратцингер — немец, он родился в 1927 году в Баварии, в городке Марктл-ам-Инн. В 1943 году 16-летний семинарист и бывший воспитанник гитлерюгенда был призван в армию; после окончания войны он сидел в лагере союзников, о чем и сейчас вспоминает с ужасом. Священнический сан принял в 1951 году, через два года 26-летний Йозеф блестяще защитил диссертацию, посвященную учению Св. Августина. Вскоре он стал одним из лучших теологов Германии, преподавал теологию в Боннском и Тюбингенском университетах. Тогда же, в 60-е годы, Йозеф Ратцингер по собственной инициативе стал идеологическим оппонентом промарксистских студенческих беспорядков, охвативших всю Европу. В 1972 году, в противовес антиклерикальным журналам и газетам, заполонившим Европу, Ратцингер основал теологический журнал «Communio», который и по сей день является одним из самых популярных католических изданий мира. В марте 1977 года он стал архиепископом Мюнхена; в том же году Папа Павел VI возвел его в сан кардинала — Ратцингеру было тогда всего 50 лет. Еще через четыре года он возглавил (стал префектом) одно из самых важных подразделений Ватикана — Конгрегацию вероучения (до 1908 года — «Святая инквизиция»). На этой должности кардинал проявил себя убежденным консерватором. В последние десятилетия, когда в церкви начали распространяться либеральные движения, именно кардинал Ратцингер стал главным защитником традиционных устоев, лидером консервативной части Католической церкви. (Кстати, избрание его Римским Папой — это признак того, что католический либерализм до сих пор не является влиятельным или массовым). Последнее повышение Йозеф Ратцингер получил в 2002 году: он был назначен деканом Коллегии кардиналов — стал наиболее влиятельным после Папы человеком в церкви.
Ватикан переполнен весьма образованным и интеллигентным духовенством. Но Ратцингер занимает здесь едва ли не первое место — имеет восемь докторских степеней с теологии и философии, свободно владеет десятью языками, получил музыкальное образование и профессионально играет на рояле, эрудит, знаток классики и пр., и пр. Его заветная мечта: жить в тихой живописной баварской деревне и писать мемуары (не вышло!)
Какой будет общая политика нового Папы? Можно предполагать, что «внутренняя», чисто церковная политика будет мало отличаться от той, которой придерживался Папа предыдущий. А это означает, что мечты католических либералов изменить такие средневековые, по их мнению, правила и институции, как целибат, запрет духовных санов для женщин, запрет контрацептивов, неприятие эвтаназии, абсолютизм в управлении, в ближайшее время не сбудутся. Иными словами — отодвигаются в неопределенное будущее проекты модернизации католицизма, приведение его к синхронизации с проблемами и трудностями современной жизни. Стоит отметить, что кардинал Ратцингер в церковных догмах, правилах, канонах всегда был консервативным и не позволял ни малейших отклонений от учения церкви; истинной же Церковью Христовой считает только церковь Католическую (поэтому трудно прогнозировать слишком уж сердечные отношения с «церквями-сестрами», в частности с православием). Взгляды кардинала Ратцингера изложены в его трудах. Особенно известна декларация «Dominus Iesus» (2000), вызвавшая широкое обсуждение и поразившая мир своим догматизмом. Последний раз кардинал изложил свои взгляды перед самим Конклавом — он говорил о «размытой морали общества, о защите абсолютных моральных ценностей, а также о борьбе с «диктатурой релятивизма, с менталитетом современности, который сводится к словам — «все годится». По его мнению, тот мир, который превыше всего ценит свое эго и собственные желания, — не христианский мир.
В своем сенсационном выступлении в Итальянском парламенте кардинал Ратцингер как- то сказал, что сегодняшняя Европа несколько напоминает Древний Рим времен упадка. На это указывают такие приметы, как большие волны эмиграции (как это было в конце цезарства), изменение структур общества, искажение идей и падение духовности. Но Йозеф Ратцингер верит в то, что эти процессы не являются необратимыми и собирается делать все возможное, чтобы сохранить великие христианские ценности, которые создали Европу.
Выпуск газеты №:
№71, (2005)Section
Панорама «Дня»