Перейти к основному содержанию

СНОВА МИЛЛЕНИУМ , или

Заметки мрачного оптимиста
26 января, 00:00
Какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?

Пастернак


Молчать — хуже, все промолчанные правды становятся ядовитыми.

Ницше

Даже в богатой и в общем счастливой Америке несколько месяцев назад я видел выразительный лозунг: «Fuck the Millenium» (позвольте не переводить). Но, конечно же, не этот лозунг и даже не богатство Америки поразили меня. Мне показались заслуживающими внимания детали (которые всякие господин или госпожа Смит считают самоочевидными и не требующими комментариев. Первое: в крупнейшем католическом соборе Нью-Йорка, что поблизости от славного Рокфеллерского центра, над головами прихожан реет государственный флаг США — но такое место для него сыскалось не по принуждению, а по патриотизму. Второе: могила президента Дж.Ф.Кеннеди на Арлингтонском кладбище на порядок скромнее по сравнению с полумавзолеями, которыми у нас во время оно чествовали секретарей обкома, а сегодня — уголовных «паханов». Третье: каждый желающий может посетить американский Сенат и заглянуть там куда угодно — от ватерклозета до помещения, в котором на то время заседают сенаторы. Хотите верьте, хотите — нет, но у меня на глазах полицейский позволил зайти в Сенат девушке с огромной собакой (хотя намордник, болтавшийся у нее на шее, пришлось приладить на нужное место). Вы представляете, уважаемый читатель, как вы берете вашего любимого пса и идете на экскурсию в нашу Верховную Раду? Не представляете? Тогда попробуйте зайти в наш парламент без собаки... Между прочим, в Белом доме есть также экскурсионный маршрут, и это не мешает президентам США думать и принимать решение (или грешить...).

Наши проблемы состоят, прежде всего, в том, что интерьеры парламента и резиденции Президента на самом деле мало кого интересуют. И если вы на зимние каникулы (подобно какому-нибудь американцу) привезете, к примеру, из Львова в Киев вашего сынишку и будете добиваться в одно из этих помещений, чтобы показать ребенку, как работает Власть нашего государства, к вам вызовут даже не службу безопасности, а, возможно, психиатрическую бригаду. Наша власть — не наша.

Отпраздновав знаменательную годовщину Рождества, стоит оглянуться на истоки.

ЦАРЬ ИРОД

Ирод Великий правил в Иудее, в то время римской провинции, на протяжении 34 лет. Отличался дикой жестокостью, тем или иным способом уничтожая всех, кто казался ему политическим соперником (среди прочих — собственную жену и двух сыновей). В предпоследний год его жизни в Вифлееме родился Спаситель. Узнав об этом и опасаясь, что Иисус когда-то посягнет на его трон, Ирод приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окраинах. Их оказалось 14 тысяч, и самый младший сын Ирода оказался в их числе. По этому случаю римский император Август сказал (намекая на особое отношение иудеев к свинье): «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

Можем ли мы безоговорочно верить библейским апокрифам и считать избиение вифлеемских младенцев историческим фактом? Вопрос существенный еще и потому, что (по свидетельствам римских источников) Ирод умер за 4 года до даты, с которой связывается рождение Христа. Ситуация усложняется тем, что датирование Рождества Христова также, по некоторым версиям, считается не точным. Специалисты утверждают, что на самом деле Иешуа га-Ноцри родился по крайней мере на 6 лет раньше, чем считалось (и этот миллениум мы могли отмечать уже давно). Однако — бывают удивительные совпадения. Ныне имеем одно из них: недавно вблизи Вифлеема археологи нашли большое погребение с костями младенцев, а специальные методы исследования позволяют датировать их именно первым веком.

Теперь — вопрос в области политических технологий. Могущественному Ироду, который еще при жизни был назван Великим, докладывают: в Вифлеем — «городок столь малый и незначительный в колене Иудином, что он даже не упомянут в общем списке городов Иудиных» (Библейская энциклопедия, Москва, 1891 г.), — пришли мудрецы, чтобы поклониться Сыну Божьему, грядущее рождение которого предсказывали еще древние пророки. Мог ли ребенок в пеленках конкурировать с Иродом за его царство? Народ Иудеи узнал о Помазаннике от Иоанна Крестителя, родившегося лишь за полгода до восхождения чудесной Звезды над Вифлеемом, а проповедовать пришествие Мессии начал уже в возрасте 30 лет. На то время приходится и первое чудо, совершенное Христом в Кане Галилейской (превращение воды в вино). Так вот: никаких оснований видеть в Иисусе политического соперника у Ирода не было, но он так горячо пожелал его смерти, что не пожалел ни полтора десятка тысяч чужих сыновей, ни жизни своего родного сына. Почему? Потому что он Царь, потому что он Власть.

ВЛАСТЬ

Если речь идет о конкретном милиционере или министре с их конкретными требованиями к людям, которые так или иначе попали в зависимость к ним, то Власть является чем-то очевидным и даже банальным. Точь-в-точь такой же банальностью являются деньги, если вам заблагорассудилось купить пирожок с капустой или поместье за океаном. Однако подлинные сущности Власти и Денег имеют в себе достаточно мистическую (если о них судит не простой, как палка, марксист) суть. Маккиавелли учил, как властвовать, руководствуясь лишь политическими рассуждениями и пренебрегая основами морали. В частной жизни, писал он, Повелитель должен следовать общепринятым нормам поведения, но они не являются обязательными для него, когда речь заходит об интересах общегосударственных. Боюсь, что именно такого мнения придерживаются 99 из 100 наших государственных достойников, хотя 98 из 100 даже ничего и не слышали о Маккиавелли. Ну, а мы с вами, дамы и господа, хотим иметь своим вождем человека, в своем служебном кабинете деликатного и порядочного, как и в своем частном жилище, или нам более импонирует беспринципный и жестокий, но удачливый политик? Отвечайте себе, а не мне — и не лукавьте... Сила и успех имеют в наших глазах свою собственную ауру, а Повелитель вызывает не только страх, но и трепет. Вспомните Петра Великого, Ивана Грозного и Иосифа Ужасного, каждый из которых — подобно Ироду — умертвил своего сына и еще много-много не своих сыновей и дочерей, за что и возлюбили их холопы и «винтики». Вспомните стабильный высокий рейтинг В.Путина — и это на фоне бессмысленной войны в Чечне и методической «имплементации» генералов и вообще людей в погонах во все властные структуры. «Славься, отечество, наше свободное...» Отныне каждый государственный руководитель зарубежья свой визит в Россию будет начинать под гимн бывшей «империи зла».

Но вернемся к истокам.

ПОНТИЙ ПИЛАТ

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вошел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Этими словами начинает М.Булгаков свой рассказ о событиях, предшествовавших распятию Христа («Мастер и Маргарита»). Обратимся к уже упомянутой «Библейской энциклопедии». Правление Пилата, свидетельствует она, было очень тяжелым для Иудеи, ибо он без нерешимости торговал правосудием и безо всяких сомнений выносил несправедливые приговоры. Но — случилось неожиданное: «Явная невиновность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата от осуждения Господа. Он пытался уклониться от суда, несмотря на настойчивые требования первосвященников и народа. На суде до трех раз защищал Иисуса, причем ссылался на засвидетельствование в невиновности Его от Ирода, решению которого попытался представить решение участи Подсудимого». Речь идет об Ироде Архелае, сыне Ирода Великого, который унаследовал власть над Иудеей. Почему Ирод-сын был таким сторонником Христа, которого Ирод-отец так хотел уничтожить? Ответа нет. Возможно, в Библии речь идет о чисто литературном, драматическом приеме, целью которого является акцент на постыдной роли тех, кто потребовал для Иисуса наказания: «Первосвященники, книжники и фарисеи ответили на все ужасным воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст... После чего Пилат велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, предал Его в руки разъяренной толпы».

Теперь абстрагируемся от библейской конкретики и вернемся к политическим технологиям. Представьте себе государство с установившимися формами Власти, опирающимися на определенные идеологические основы, а следовательно, и на номенклатурных идеологов самого высокого ранга («первосвященников»), среднего («книжников», «законников») и низового уровня («фарисеев»). Теперь предположите, что приходит некто, кому хватает смелости провозгласить себя Сыном Божьим, призванием которого является борьба с государственной и общественной скверной — приходит некто, вокруг которого уже группируются сторонники, последователи и ученики. В этой ситуации каких действий можно ожидать от номенклатуры? Разве могли иерусалимские достойники встречать Христа лучше, чем Громыко встречал Горбачева, Лигачев встречал Ельцина, а секретари ЦК — Народное Движение? Ответ понятен, так как номенклатура всюду и всегда работает на самосохранение и самовоспроизводство.

НОМЕНКЛАТУРА

Как-то, вспоминал А.Микоян, возникла потребность одеть и обуть молодую Красную Армию. Была создана «Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок, лаптей и полушубков» — Чеквалап. Валенок не насобирали, комиссию разогнали, но тот Чеквалап, похоже, бессмертен... О номенклатуре говорили и говорят всегда, как о плохой погоде или изменчивых любовницах. Низшее, среднее и высшее чиновничество является обязательной составляющей власти. Некоторые его признаки типичны для всех стран. К сожалению, не лучшие признаки являются типичными для всех стран. Испанцы своих бюрократов называют «буррократами», ибо на языке Сервантеса «бурро» — это осел. Не стоит, однако, однозначно разделять мир на «мы — люди» и «они — бюрократы». Любому человеку, оказавшемуся среди руководящих ослов, поневоле приходится пропитаться психологией «канцелярского тоталитаризма», потому как иначе его спихнут с кресла. Основы психологии бюрократа просты: «мой начальник — бог», «моя контора — самая лучшая», «мой народ — мешает работать». Не стоит также демонизировать номенклатуру, так как у нее нет никаких заранее определенных разрушительных желаний: поведение бюрократов является абсолютно органическим, оно полностью восстанавливает условия их функционирования. Речь идет об управленческих функциях в системе, не опирающейся на жесткую обратную связь, а следовательно, не способной быть эффективной.

Может ли благоденствовать номенклатура, когда голодает народ? Ответ вам известен. Чем большей является роль бюрократии в государственном регулировании экономики, тем меньше она зависит от эффективности этого регулирования; коррупция сводит такую зависимость к нулю. Частный бизнес также не может функционировать без административного звена, но оно ощущается как мозг в целостном организме: нет дивидендов — нет радости.

Особенностью нашей бюрократии-номенклатуры является ее советское происхождение. Но вот возле власти закрутились деньги. Номенклатурный осел плюнул на свои ордена и покрыл криминальную денежную кобылу. Родился гибрид, которого назвали мулом.

Он будет тянуть телегу, писал о мулах В.Фолкнер, но не побежит на скачках и не рискнет прыгнуть, не удостоверившись, что перепрыгнет. Мул никуда не пойдет, не заглянув, что же там такое по другую сторону. Он не конь, и, не неся ответственности за потомство, мул поборол не только жизнь, но и смерть. Мул — бессмертен! Поставьте десяток мулов на старт и дайте команду «Айда!» — они бросятся наутек в десяти направлениях. Победит тот, усилия которого случайно совпадут с направлением беговой дорожки. Образ безынициативного, бесследного, дезориентированного в социальном направлении мула без изъяна накладывается на психологию значительной части нынешней номенклатуры. С советских времен она ничего не забыла, но научилась брать взятки не из закрытого распределителя, а из рук в руки.

НАРОД, ТОЛПА И МАССА

Вернемся в Иерусалим, перечитаем последнее предложение цитируемого выше отрывка из «Библейской энциклопедии»: «...Пилат велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, предал его в руки разъяренной толпы». В таком случае с кем, собственно, Пилат имел дело — с народом или с толпой? Различаются ли народ и толпа между собой? Сегодня, как и 2000 лет назад, это является проблемой политических технологий. Народ, разумеется, рассудительный, мудрый, умеренный, сдержанный, подверженный компромиссам — правда? Толпа, к сожалению, дерзкая, подверженная различным ослеплениям, некритичная, взрывная, чем-то озабоченная, агрессивная — да? Остается выяснить, как сделать из народа толпу — проблема №1 для революционеров. Номенклатура, однако, почему-то хочет противоположного. Ее интерес заключается в том, чтобы лишить народ любых революционных потенций, преобразовать его в пассивную, послушную, дезорганизованную, несознательную и глуповатую массу. Превращение народа в толпу и массу основывается на аналогичных пропагандистских средствах.

ПРОПАГАНДА

В последнее время можно услышать об избирательных технологиях — «чистых» и «грязных», об имиджмейкерах, ньюсмейкерах и специалистах в области PR. Что ж, об этом самом PR (Public Relations — искусство контакта с электронными массами) нужно знать, нужно совершенствовать и применять его — каждое искусство нужно почитать. Чего нужно избегать — за новыми терминами не видеть старых проблем. Так как буквами Р и R начинается еще и латинское слово propaganda.

В таком контексте предлагаю ознакомиться с тезисами, написанными из двух разных первоисточников.

1. «В современных условиях идеологическая пропаганда оформилась в особую сферу духовной деятельности; она является системой организаций, средств и методов идейно-психологического влияния на массы».

2. «Наша пропаганда по содержанию и форме должна восприниматься широкими народными массами. Искусство состоит в том, чтобы не рассеивать внимание массы, а всегда концентрировать его».

3. «Характерными чертами пропаганды являются целенаправленность, дифференцированность, непрерывность действия, массовость».

4. «Мы будем работать над тем, чтобы сформировать у молодежи чувство ответственности и возрождения, никакие социальные проблемы не могут считаться слишком высокими».

5. «Разрабатывая задачи политической, экономической и идеологической работы, партия определяет соответствующие задачи и в сфере пропаганды, принципиальной позиции относительно ее организационных форм».

6. «Истинная сила политической партии заключается в том, чтобы сохранить партийную дисциплину. Успех любой пропаганды определяет настойчивое, равномерное и длительное применение».

Здесь чередуются тезисы, выписанные (и переведенные на русский язык) из нацистского катехизиса «Майн кампф» А.Гитлера и «Философского энциклопедического словаря», вышедшего в свет в 1983 году под редакцией секретаря ЦК КПСС Л.Ф.Ильичева. 1-й, 3-й и 5- й тезисы принадлежат секретарю ЦК, а 2-й, 4-й и 6-й — фюреру третьего рейха. Как видите, различить их невозможно, но этого не стоит пугаться: пропаганда — это технология, средство; другое дело — сущность пропагандируемых идей или чисел («Дойчланд юбер алес» или «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Десять заповедей Божьих и Нагорная проповедь Христа является пропагандой всего самого лучшего, чего хотело бы добиться человечество.

EXPERIMENTUM CRUCIS

Наилучшим методом проверки научных гипотез является так называемый решающий эксперимент (experimentum crucis), последствия которого позволяют однозначно принять или отклонить новую идею. Социологи и политологи по известным причинам не имеют возможности проводить эксперименты, но это удается номенклатуре. В Украине таким экспериментом послужил апрельский (2000 год) референдум «по народной инициативе». Начиная с 1994 года, я провожу математический анализ последствий всех избирательных кампаний. Как специалиста, меня в первую очередь интересуют демографические факторы того или иного выбора в регионах. Но существуют методы диагностики аномалий и фальсификаций касательно того, что называется «народным волеизъявлением». Если речь идет о референдуме, то с математической точки зрения его результаты являются удивительными. Не буду касаться подробностей, поскольку эти материалы уже преданы гласности. Скажу лишь, что решающим в проведении референдума был «административный ресурс», который мы можем назвать ресурсом номенклатурным. Организация референдума и его результаты показали, так сказать, экспериментальным путем, что мы живем в стране, где номенклатурный реванш оказался свершившимся фактом. Так что «кассетный скандал» на самом деле является слабопахнущим ответом на слабопахнущую политику. В свете этих событий украинская демократия напоминает русалку, с которой развлекалась вся команда рыболовецкого сейнера.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ГЛУХОЙ ВДОВЫ

По мнению итальянского социолога Петро Мальдини, в руководстве каждого государства, как в оркестре, есть инструменты смычковые (за ними Бог и совесть), есть духовые (у них деньги) и есть инструменты ударные (популисты), но в принципе музыку определяют те, кто не умеет читать ноты... Даже европейцы жалуются, а что же тогда остается нам? Из одних «барабанщиков» мелодия не звучит, «смычковые» слабоваты, а «трубачи» играют, не глядя на дирижера. За 2000 лет от Рождества Христа Человек не изменился, но Человечество обогатилось идеей регламентируемого частного предпринимательства, из которой произросли: во-первых, демократия; во-вторых, новые технологии; в-третьих, механизмы социальной защиты больных и стариков. Мы пока остаемся в стороне от этой магистрали. Мы приобщимся к прогрессу Человечества — у меня нет на этот счет сомнений, но психологическое наследие двух империй (одна — с двуглавым орлом, другая — с серпом и молотом) еще долго будет держать нас на обочине истории. Композитор- модернист С.Штокхаузен написал удивительный «Концерт для глухой вдовы». Летает в воздухе дирижерская палочка, бегают смычки, двигаются литавры, но все это ненастоящее: звуков нет. Такая у нас пока музыка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать