Украинский магнит
НАТО надеется, что мы соединим Восток и Запад ЕвропыОфициальный визит генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, по-видимому, не стал бы настолько знаковым и не приковал бы к себе такого внимания международного сообщества, если бы не обстоятельства, при которых он проходил. Об этом говорили как с украинской стороны, как со стороны Альянса, так и многочисленные аналитики. Несмотря на то, что визит господина Робертсона планировался довольно давно (как утверждают представители Альянса, еще в прошлом году), для генсека НАТО «выкроить» именно эти дни для приезда в Киев, кажется, было довольно сложно, принимая во внимание трудности в Македонии. Оттуда прямо в украинскую столицу и вылетел Робертсон. «Украина является важным стратегическим государством и может стать магнитом, который сведет воедино Восточную и Западную Европу», — подчеркнул на вчерашней пресс-конференции верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Атлантике, генерал армии США Вильям Кернан.
Вчера и сегодня в Киеве проходит симпозиум «Мир в ХХI веке: сотрудничество, партнерство, диалог», в котором приняли участие генсек НАТО, многочисленные представители украинского руководства, дипломатического корпуса. Украинская сторона сразу отметила отсутствие намерений у Киева присоединяться к Альянсу, однако против необходимости более активного сотрудничества украинские политики не возражали. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Евгения Марчука, «сейчас речь не идет о вступлении в НАТО и будет идти не скоро. Это вопрос времени и эволюции — нашей внутренней — и эволюции НАТО». Марчук напомнил один из основных постулатов международной политики, в соответствии с которым «трансформация внутренней безопасности любой страны не должна усиливать конфликтности в регионе». Вступление же Украины в Альянс, даже гипотетическое, — «это усиление конфликтности между Украиной и Россией, Россией и НАТО», подчеркнул секретарь СНБОУ. Между тем расширение Альянса на Восток, сказал во время выступления Евгений Марчук, «это не только расширение евроструктур, но и рост могущества объединенной Европы. Он высказал убеждение, что Украина должна участвовать в образовании неделимой Европы.
Министр иностранных дел Анатолий Зленко также убежден, что «процесс расширения НАТО не будет представлять угрозы национальным интересам Украины, а только добавит дополнительных гарантий безопасности». Генсек Робертсон в свою очередь напомнил, что «каждая страна имеет право сама выбирать средства безопасности», а также прибавил, что девять стран-претендентов на вступление в НАТО — пока что не предел.
Альтернативой членству Украины в Альянсе служило «особое партнерство» между Киевом и Брюсселем, основывающееся, на Мадридской Хартии 1997 года и Программе «Партнерство ради мира» 1994 года. Очевидно, и для Украины, и для НАТО этих документов теперь кажется маловато, поскольку многочисленные представители украинской власти подчеркивали необходимость «нового импульса» в наших отношениях. Именно этот импульс и будет предоставлен на саммите НАТО, который состоится в следующем году в Праге (тогда же будет вынесено решение о «второй волне» расширения Организации Североатлантического Договора). Пока что наше сотрудничество не заходило далее перенимания опыта реформирования Вооруженных сил, построения гражданского контроля и соблюдения прав человека в вооруженных силах (что нам дается с определенным трудом), научно-военного сотрудничества, ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф. Евгений Марчук сообщил прессе, что существует возможность помощи Украины и в другом плане — поставка или обновление военной техники, состоящей на вооружении в НАТО. Речь идет, в частности, о модернизации танков Т-72, которые используют новые члены Альянса — Венгрия и Чехия. Вполне возможно при наших кораблестроительных мощностях, считает Марчук, строительство пожаростойкого фрегата для НАТО (относительно этого сейчас ведутся переговоры с Брюсселем). Речь также идет о бронетранспортерах, которые Украина «может производить и ремонтировать для новых стран-членов Альянса». Вспомнил Марчук и о транспортном самолете Ан-70, перспектива продвижения которого на западные рынки «еще не потеряна окончательно, хотя там и сложились неблагоприятные для нас условия». Робертсон фактически был солидарен с Е. Марчуком. Он считает, что военно-техническое сотрудничество — это отрасль возможного будущего сотрудничества Украины и НАТО». По словам Робертсона, основу такого будущего сотрудничества могут составить проекты в авиастроении, космической отрасли и в вопросе развертывания системы противоракетной обороны на европейском театре военных действий.
Также Генсек обещает поддерживать Украину в «широкомасштабном процессе реформирования». При этом господин Робертсон четко отметил, что «иностранная помощь в любом случае не может заменить собственные реформы в стране». «Насколько быстро и насколько близко подойдет Украина к своим европейским партнерам будет зависеть от серьезности, с которой она будет решать двойные проблемы: развитие международного сотрудничества и продвижение настоящей внутренней реформы», — подчеркнул Джордж Робертсон. Проволочки в этом процессе, по его мнению, только приведут к тому, что «позже они (решения относительно реформирования. — Ред. ) только дороже будут стоить и будут еще более болезненными». Впрочем, в том, что касается реформы ВС Украины, Генсек НАТО отметил «значительный прогресс» и сказал, что «без боли ничто не достается». Он также пообещал усилить сотрудничество Альянса с Украиной и Россией. «Украина продемонстрировала, — заявил он, — что политика постепенной интеграции в Европу и хорошие отношения с Россией могут развиваться параллельно».
Выпуск газеты №:
№117, (2001)Section
Панорама «Дня»