Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ВОПРОС «Дня»

Каковы первые удачи и промахи новой власти?
18 февраля, 20:51

«День» продолжает обсуждение первых шагов новой власти. Они — в частности, способы решения кадровых вопросов — уже дали немало поводов для дискуссии. Буквально на днях заявление об отставке министра юстиции Романа Зварыча даже спровоцировало в экспертных кругах полемику: мол, свидетельствует ли оно о расколе в правительстве Виктора Ющенко?

Мирослав ПОПОВИЧ , философ:

— Общей удачей я назвал бы курс новой власти на борьбу с коррупцией. Я имею в виду не последствия, потому что они могут быть и неудачными, но сам по себе этот бренд новой власти довольно удачный, поскольку люди ожидают изменений, и изменений именно в этом направлении. Если говорить о том, на какой основе власть могла бы искать поддержку народа, то именно на этом направлении можно найти какие-то дополнительные дивиденды, и это логично для любой революционной власти. Поскольку она пришла под лозунгами оранжевой революции, то должна принести какое-то радикальное изменение. И этим радикальным изменением не может быть экономическое положение. Потому что экономическое положение может улучшаться только постепенно. А борьба с коррупцией — это ход, который будет понятен в одинаковой степени во всех уголках Украины.

А недостатки как раз и являются продолжением этих добродетелей. Потому что борьба с коррупцией не может быть разрешена «кавалерийскими налетами». Не хочется, чтобы образовалась волна, которая сметет всех тех, кто вчера был при власти, и поставит на их место новых. Потому что есть специалист, и его следует уважать. Здесь ничего пока что нельзя говорить, кроме общих рассуждений об угрозе. Очевидно, неудачные назначения будут, и все это понимают. Второй аспект, который мог бы быть минусом, но пока не стал — это профессиональные революционеры (особенно молодежь). Была опасность, что молодые люди, которые не могут сдержать своего революционного порыва, будут превращаться во что-то вроде хунвейбинов. Я думаю, что этого не произошло, и поведение «Поры» пока не выходит за рамки проявления общественного мнения.

Виталий МЕЖЖЕРИН , кандидат биологических наук:

— Плохо, что все развалили. Например, прихожу я в прокуратуру Шевченковского района. Вывеска висит, но внутри пусто, свет не горит, двери заперты. Нельзя все сразу рушить до основания, ведь потом придется восстанавливать. Должны быть эволюционные пути, а не революционные. Как говорил Микеланджело: я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее. Вот так надо было и в нашем случае — не разваливать, а отсечь лишнее.

Что же касается достижений, то они находятся на стадии намерений. Очень многие намерения я поддерживаю. Но благие намерения тоже нужно реализовывать системно.

Если же говорить о новых министрах, то часть из них развила бурную деятельность, а часть еще ничего особенного не сотворила. Так вот, мне больше по душе, возможно, в силу возраста, те, которые действуют осторожно и вдумчиво.

Валерий ПРЕДБОРСКИЙ , доцент кафедры права Хмельницкого национального университета:

— Удачей новой украинской власти можно считать международный резонанс от событий в Украине. В частности, обещание делегации американских конгрессменов, недавно посетивших нашу страну, добиться отмены поправки Джексона—Веника. Отмена этой поправки фактически означала бы признание формирования рыночных отношений в Украине.

Появились также надежды на положительные изменения в отношениях Украины с ЕС, хотя на скорое вступление в эту организацию рассчитывать не приходится.

Меньше оптимизма вызывает внутриполитическая деятельность Президента и его команды. В целом следует признать необходимой кадровую перестройку. Нелегко найти среди компетентных лиц людей, «не отягощенных» пороками, бытовавшими в системе прежней власти. Во-вторых, тезис отделения власти от бизнеса, на мой взгляд, совершенно утопический. Тот же вновь назначенный глава Днепропетровской облгосадминистрации С.Касьянов, который «передал» свой бизнес жене, — что, потерял реальный интерес к этому бизнесу?

К негативным явлениям относится и сидение целого ряда депутатов, получивших должности в исполнительной власти, на двух стульях; и пресловутое письмо В.Ющенко, Ю.Тимошенко и А.Мороза о создании политсоветов на местах и пропорциональном представительстве в исполнительной власти.

Наконец, часто можно наблюдать несогласование заявлений Президента Украины и премьер-министра. Особенно негативно эта несогласованность проявилась в отношении к бизнесу. В.Ющенко заявил, что протягивает руку бизнесменам для сотрудничества, а Ю.Тимошенко — о том, что три тысячи решений о приватизации вызывают у нее сомнения в их законности. Теперь и национальный, и международный бизнес — в напряженном ожидании...

Виктор НЕБОЖЕНКО , политолог:

— Пока трудно делать какие-то однозначные выводы. Тем более, что любые его шаги, которые можно расценивать как удачу или неудачу, легко нейтрализуются аргументами Кабмина о том, что «уровень целей, которые они поставили, (борьба с коррупцией, контрабандой), конечно же, требует больших жертв и усилий». И на этом пути все, что для другого правительства было бы катастрофой, этому сходит с рук. Это очень важный момент, на который мало кто обращает внимание.

Второе — есть некая общая установка, по крайней мере, для Европы (и тут мы посмотрим, насколько мы после оранжевой революции Европа), согласно которой любому правительству дают себя реализовать в течение 100 дней. За эти 100 дней может быть что угодно — и скандалы, и неприятности. Но через 100 дней должны быть какие-то результаты. Не только социально-экономические, но и те, что мы называем «победами политического плана».

Поэтому сейчас трудно говорить, повлияет ли и как именно хлопанье дверью министрами, резкие заявления премьер-министра, какие-то оригинальные законопроекты или какой-либо кардинальный пересмотр дополнений к бюджету на общий результат работы новой власти. Все это можно будет рассматривать и анализировать только весной. Сейчас выводы могут делать только пропагандистские центры — как со стороны оппозиции, так и со стороны почитателей. Первые должны говорить, что все, что делается новой властью, — это неправильно. А защитники — что все это путь к светлому будущему. Объективные же наблюдатели должны хотя бы три месяца подождать, чтобы увидеть некую тенденцию. Если вы имеете одну точку — вы еще не знаете вектора, если вы имеете две точки — вы можете ошибиться, если у вас уже есть три точки —можно говорить о направлении. Тогда мы сможем говорить уже не просто об удачах и неудачах, а о балансе удач и неудач. То есть, удалось ли правительству: а) состояться; б) выполнить хотя бы свои обязательства; в) как-то сохранить себя в будущем. Это три вопроса, на которые мы буквально через месяц-полтора будем иметь ответы.

Ильми УМЕРОВ , заместитель председателя Верховной Рады Крыма:

— Такие неудачи, как назначение, например, глав обладминистраций, которые тут же подают в отставку, как было в Хмельницком, — это не страшно. Главное, чтобы ошибки, в том числе и кадровые, вовремя исправлялись. Хотя я думаю, что кадровая политика, как никакое другое направление, должна быть продуманной и свои кадровые назначения Президент должен защищать. В таких случаях задний ход давать не нужно, надо всегда отстаивать свою позицию, и если ты уже предложил, так надо выйти и отстоять. Примерно так, как Президент Виктор Ющенко поступил по отношению к Василию Кременю.

Мне нравится, как сейчас пошли дела в Украине, однако мне не нравится, что центральная власть все перемены в Крыму пока «заморозила». Крым, как и все другие регионы, уже должен стремительно идти по новому пути, а для этого ему необходимы кадровые и организационно-политические изменения, а Киев, кажется, пока только присматривается и боится принимать решения по Крыму. Это плохо, ибо каждый день промедления приводит к разбалансировке, к осложнению ситуации в Крыму. Старые кадры подозревают в недоброжелательности «оранжевых», а те уже практически переругались между собой, в Крыму опять возникли палаточные городки, опять накалились митинговые страсти. Пока идет поверхностная работа, а Крыму нужен глубокий анализ и серьезные решения.

Михаил ВЕЙСБЕРГ , директор центра «Издатель и редактор», медиаконсультант:

— На мой взгляд, основной удачей новой власти является демонстрация новых подходов и правил при назначении руководителей, при обсуждении тех или иных решений, при встречах по поводу назначения новых губернаторов. Мы хотим убедиться, что стояли на Майдане не зря и что теперь все будет меняться. На мой взгляд, власть это понимает и обращает внимание на то, чтобы это не просто работало, а еще и было выполнено в новом формате, подтверждая наши ожидания.

Из негатива я бы выделил две вещи. Во-первых, мне кажется, что новая власть несколько упускает время, инициативу и не додавливает какие-то больные вопросы, которые на революционной волне можно было бы решить раз и навсегда. Есть китайская стратагема: поверженного противника нужно преследовать, пока есть возможность. То есть «зачистить поле битвы», а не успокоиться лишь тем, что противник побежал. Возьмем вещи, которые были некой зоной общественной дискуссии в предвыборный период, начиная с русского языка. Сейчас совершенно понятно, что эту проблему можно решить. Например, четко сформулировать, что двуязычия не будет, но будут гарантии государства о неущемлении прав людей, говорящих на русском языке, закрепленные законом или распоряжением Президента. Необходимо закрыть этот вопрос, а не дожидаться, что осенью опять все российские каналы или политики начнут его муссировать.

Во-вторых, нужно очень активно начинать разъяснять людям, что серьезные успехи — дело времени. Например, тезис о том, чтобы чиновники перестали брать взятки. Конечно, провозгласить и задекларировать это на уровне правительства очень важно. Но понятно, что низовые чиновники еще долго будут брать взятки, и если они перестанут это делать, то попросту заклинит всю эту «машину» и она перестанет работать. То есть понятно, что процесс замены чиновников, постепенного повышения им зарплаты будет длительным. И очень важно параллельно с рапортами о быстрых успехах активно показывать людям, что есть ряд проблем, которые будут решаться долго. Чтобы люди были к этому готовы, а не выставляли через год счет: мол, «мы за вас голосовали, мерзли, а пенсионеры как не могли себе купить лекарства, так и не могут». Поэтому я считаю, что новой власти нужно срочно заниматься повышением гражданской компетентности и терпеливости.

Юрий САЕНКО , доктор экономических наук, заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии:

— Начнем с достижений. Первое из них — это продолжение революции. Уже в социальной структуре. Второе — прозрачность. Кроме того, хорошо, что новая власть демонстрирует противоречия. Все рождается в противоречии, и этого не нужно скрывать. Единодушие приводит к деградации, мы наблюдали это на примере Советского Союза 70 лет. Еще одно достижение — поиск молодых сил. Даже совсем молодых и незнакомых. Госсекретарь Зинченко сейчас заявляет, что у него есть целый портфель заявлений молодых людей от 25 до 35 лет, которые хотят работать в государственных структурах.

Если говорить о промахах, то это непопадание в точки согласия с общественным мнением. Особенно с региональным. Я имею в виду назначения губернаторов. Кое с кем не нужно было спешить. Также я абсолютно не понимаю нового назначения Василия Кременя. Этот человек приживался везде, теперь он, так сказать, «приватизировал» Академию педагогических наук. Он выдающийся педагог? Мне об этом неизвестно.

Владимир ШКОДА , философ:

— Я как работник высшей школы могу сказать, что меня очень удивило назначение Василия Кременя. Хотя это, конечно, мелочи — фундаментальных промахов я пока не вижу. Я оптимист и пока нахожусь в стадии доверия к новой власти. Из достижений ее можно назвать сокращение чиновничьего аппарата. «Облегчение» всего чиновничьего мира — определенно плюс.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать