Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«420 душ. Пом’янімо і пам’ятаймо»

Елена Костюк смогла воссоздать историю Голодомора в Сычевке на Черкасщине
21 ноября, 19:59

Аристократами «не за генеалогією, а за рівнем своїх духовних запитів» называет неутомимых хранителей исторической памяти украинского народа в предисловии к книге «Україна Incognita» главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. В истинности этих слов имел возможность в который раз убедиться, узнав о личности редкого подвижничества, которая выполнила работу, требующую исключительных усилий, чтобы достойно почтить память жертв страшного голода 1932—1933 гг. в селе Сычевка Христиновского района  Черкасской области. Идет речь о небезразличной к тяжелым страницам исторического прошлого жительнице этого села пани Елене Ивановне Костюк — именно она, агроном-овощевод по специальности, ради такого, без сомнения, святого дела отобразила историю сычевского Голодомора.

Тщательное изучение ею этой трагедии еще раз доказывает: Голодомор в Украине в 1930-х годах — преднамеренно организованное массовое истребление украинцев, по оценке авторитетных исследователей, «в результате продуманной, целеустремленной политики геноцида, направленной сталинским Кремлем и реализованной во время хлебозаготовок  партийно-правительственной верхушкой УССР». О трагедии 1932—1933 гг. в Сычевке  она написала исключительно значимую книжку «420 душ. Пом’якнімо і пам’ятаймо», которую издала на собственные средства тиражом 20 экземпляров к 75-летию Голодомора-геноцида украинского народа. Это 35 страниц хроники из жизни села о совершенном там сталинской властью и ее прислужниками преступлении, в результате которого самой страшной мученической смертью — от голода — умерло 420 душ сычевцев, из них — 106 мужчин и 76 женщин, 236 детей до 15 лет, большинство из которых не дожили  до восьмилетнего возраста. По своему содержанию — это воспоминания очевидцев о том трагическом времени, или пересказывание таких воспоминаний, или рассказы тех, кто едва не умер, чудом выжил, и перечень всех замученных насмерть. Знаете, весь данный в этой необычной книжице материал — как обнаженный нерв, ведь Елена Костюк назвала всех поименно, пропустивши через себя в процессе своего исследования всю трагедию села Сычевка в те страшные годы, когда планомерно уничтожали украинцев.

Написана она трогательно, простым сельским языком, с присущей автору особенной человечностью,  правдивостью и мужеством. Ее буквально пронизывает не только обнародованная правда о замордованных односельчанах, но и авторское душевное уважение, любовь к каждому, кто погиб  от ужасных голодоморных мук. И здесь никак нельзя обойти и то, что подавляющее большинство жертв в своих  воспоминаниях отказались называть своих палачей-грабителей. Прочитаем хотя бы эти строки:   «Этих людей я не хочу называть, Бог им судья, но из-за них больше половины людей погибло, особенно детишек. Комбедовцев было 12 человек, из них три женщины, часто к ним присоединялось двое-трое мужчин из района. Эти люди — наши односельчане из бедных семей, из бедных — ленивых, пьяниц, подхалимов, предателей. Нормальные люди из благополучных семей этого не делали». И это очень важно понять, потому что в отличие от небольшой кучки выродков-комбедовцев большинство крестьян, в том числе и бедных,  помогали друг другу, делились всем, чем можно тогда было.   Иначе, в конечном итоге вымерли бы не четыре сотни душ, а значительно больше.

По всему видать, что пани Костюк много и долго собирала  горькие свидетельства людей, которые пережили украинскую голгофу тридцатых годов прошлого века. Трудно себе представить объем сделанного ею на протяжении целых 30 лет. Иметь свою  точку зрения об этом помогает публикация Валентины Добрянской в христиновской газете «Трибуна хлібороба». Вот что написала в своей статье ее главный редактор, которая общалась   с неординарной подвижницей многократно: «От двора ко двору, с тетрадью и ручкой в руках, она ходила и записывала услышанное от односельчан. Неровными от волнения строками ложатся на страницы рассказы очевидцев тех страшных времен.  Каждая строка, каждая страница сборника — плод длительного и настойчивого исследования. И когда впоследствии в селе создали Краеведческий музей, то тема Голодомора заняла в нем главное место. Елена Ивановна не останавливается на исследовательской работе, она ведет переписку с работниками Национального музея «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине». И когда как-то столичные гости пожаловали в Сычевку, чтобы встретиться с живыми свидетелями тех событий, то были поражены, как свято берегут в селе память о 420 душах убитых голодом». И вот что в связи с этим  мне подумалось: чтобы написать историю о кошмаре Голодомора, не обязательно быть гуманитарием. Но обязательно нужно быть  деятельным гуманистом, то есть таким человеком,  который пытается больше отдать другим, чем брать.

Важность такого издания для современной Украины не нуждается, как будто, в особенных комментариях. Его огромное значение — установление имен, фамилий каждого из 420 погибших от голода, поиск живых очевидцев голодомора и описание их воспоминаний — признали даже сотрудники Национального музея «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине». Вы не поверите, но  в двух томах «Национальной книги памяти жертв голодомора 1932—1933 годов в Черкасской области», которые экспонировались на музейном стенде, в посвященном Христиновскому району разделе, ни одного упоминания не было об умерших  в селе Сычевка. Теперь, благодаря неугомонной Е.И. Костюк, в этом музее есть ее мемориальная  книжка. Она сделала ЭТО, а никто другой не осмелился. Правда,  когда Елена Ивановна впервые передала свою рукопись для отзыва секретарю сельской парторганизации, тот сразу же «выдал ее, донес, куда следует».  Ее вызывали в райцентр на беседу в компетентные органы, где ей  всячески угрожали, рукопись забрали и не вернули. Пришлось ждать лучших времен и начинать все сначала.

Неслучайно ее книжица имеет безлично-побудительное название «420 душ. Пом’янімо і пам’ятаймо». Известный ученый, общественный деятель Ярослав Береговый хорошо понимал это. В одной из публикаций он заметил: «О холокосте в настоящее время знает весь мир. А вот о том зверином геноциде родного народа сегодня мало что знают наши дети, молодежь и даже люди среднего возраста. Мало того. Среди наших политиков, государственных деятелей есть еще и такие, которые не признают, отрицают  его, даже утверждают, что в 1932—1933 годах не было никакого голодомора, был, говорят, лишь неурожай. В этой связи трудно  переоценить выдающееся значение небольшой книжицы Е.И. Костюк, жительницы моего родного села Сычевки». Единственное, чего остро этому изданию недостает, — так это количества экземпляров. Как по мне,  губернатор Черкасской области может сделать так, чтобы исследование Елены Костюк было в каждой школе области, было, наконец, «прочитано, воспринято», и не только несколькими ее сторонниками, а прежде всего молодыми читателями.

При случае следует  сказать и о такой интересной подробности ее биографии: Елена Ивановна —  не коренная сычевчанка, сама она родом из села Рожневые Поля, что в Ивано-Франковской области. В 30-е годы там голода не было. Впервые о Голодоморе  узнала в Сычевке, где проживает с 1972 года, когда вышла замуж за местного парня, с которым училась в Уманском сельскохозяйственном институте. Вы никогда не задумывались, почему всегда находятся одержимые, которые постоянно вносят свой довольно большой вклад в фонд национальной памяти? Хотя, что здесь понимать — только по-настоящему хороший и сильный человек  способен на такое.

Трагическим событиям 80-летней давности в Черкасском крае Елена Костюк посвятила еще и свое поэтическое произведение «Голодомор», которое, когда я его прочитал, почувствовал всем своим естеством. Все проблемы и образы этой поэзии проникнуты отчаянной печалью, которая побуждает и нас причаститься ею, до спазмов в горле осознать масштабность трагедии, физически почувствовать  огромную яму-могилу, в которой «за зиму 33-го человек триста похоронили».

Мы присоединяемся к изложенным на страницах «Дня» размышлениям известной украинской исследовательницы Людмилы Гриневич: «Пока мы не осознаем, тем более в дни 80-летия голодомора-геноцида, что произошло в 1930-х гг., мы будем оставаться аморфным обществом» (см. «День» №17 от 31 января 2013 года). А потому отображение истории сычевского Голодомора — безусловно, яркий и поучительный пример того, как обыкновенные граждане помогают обществу узнать правду о масштабном гуманитарном бедствии, которое постигло украинский народ в 1932—1933 годах. И мы, я считаю, должны  поблагодарить Елену Ивановну за эту чрезвычайно важную деятельность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать