«Альфа» и «омега» национальной идеи
Украинская национальная идея немыслима без Тараса Шевченко — великого патриота Украины. Как сказал Леонид Кравчук, «Кобзарь» — это «духовная конституция» украинцев, а сам Т. Шевченко — «духовная субстанция нации». Какие бы категории не определяли национальную идею, неотъемлемой ее частью — «альфой» и «омегой — является патриотизм. Не лозунгово- плакатный, праздничный, а повседневный творческий, шаг за шагом приближающий возрождение Украины. Сегодня же, похоже, мы ищем свою национальную идею наощупь, с завязанными глазами, и поэтому движемся к намеченной цели непонятными зигзагами.
Ядром нашей национальной идеи является Соборность Украины, которая подразумевает единство нации и государства и предполагает единство Украинской Поместной Православной церкви. Соборность — это единение тех, кто сражался за Украину и с фашизмом, и с большевизмом. Вот где завязаны тугие узелки, которые требуется еще развязать. Вот где необозримый океан деятельности нашей элиты для осуществления высоких идеалов Соборности.
К сожалению, наше советское наследство цепко удерживает нас, и мы медленно и трудно вырываемся из его когтей. Сегодня в Украине почти ничего нет украинского, кроме вымученного суррогатного языка чиновников и государственной символики, да и то неполной. Зато символика прежнего тоталитарного режима продолжает мозолить людям глаза и тревожить раны, нанесенные голодомором и репрессиями. А где же идеологический противовес такому анахронизму? Украина насквозь «простреливается» российскими телеканалами, газетами, книгами и журналами. Как бы нам, однажды проснувшись, самим себя не узнать.
Некоторые украинцы уже стали больше «русскими», нежели сами россияне. В нашем государственном устройстве нелегко найти свои собственные идеи — почти все они «привозные». И, по большей части, из России. Стараешься гнать от себя «еретические» сомнения, а действительно ли «Украина — не Россия?» Мы только отвечаем на ситуативный вызов времени. А где же собственная инициатива превентивных акций?
Предлагаемая нам извне «суперидея» единого экономического пространства с единым таможенным союзом и единой рублевой валютой — это масштабное изобретение «либерального империализма». Провальный опыт российско-белорусского союза побуждает смотреть на ЕЭП, как на мягкую форму самоубийства. Ведь мы на собственной шкуре прочувствовали прелести единой рублевой валюты, когда все наши кровные сбережения в одночасье провалились в «черную дыру» московских банков. Теперь нас втягивают в прежнюю советскую «кухню». Даже кошка не захочет возвращаться на кухню, где ее ошпарили кипятком. Пусть крик души всех пострадавших вкладчиков услышат депутаты ВР перед предстоящей ратификацией договора о ЕЭП и пусть он будет им информацией для размышления. Да, мы стратегические партнеры, но и в не меньшей степени — конкуренты.
Национальная идея России базируется на великом Пушкине. И здесь есть чему поучиться у россиян: 167 лет прошло со дня гибели поэта, а они до сих пор не прощают Дантеса. Наш же патриотизм опустился ниже точки замерзания в шкале украинской ментальности. Может быть, все-таки в перерывах между парламентскими потасовками, чело наших законодателей осенит идея ввести в Украине День патриота, как в США. Скоро Украина и США будут избирать себе новых президентов. Американцам президент нужен, чтобы гордиться им и молиться за него. Украинцам же президент, кажется, нужен, чтобы порочить его и ругать.
Пока мы не избавимся от рабского комплекса хуторянской неполноценности, пока не усвоим, что мы — граждане свободной Украины, пока не перестанем гадать, к кому бы пристать в «приймы», пока не будем иметь своей национальной идеи, — нас никто не идентифицирует, как цивилизованный гордый народ. Украина не должна жить с протянутой рукой и оставаться на задворках Европы. Разве мы не способны возродить былое величие наших предков — Владимира Великого и Ярослава Мудрого?
Выпуск газеты №:
№60, (2004)Section
Почта «Дня»