АртПоле-фест, или Как в саду гуляли...
Недавно берега Днестра около села Унеж, что на Прикарпатье, вторили звукам и действиям в пространстве АртПоля. Вот несколько эпизодов-впечатлений из уже прошедшего, десятого и юбилейного фестиваля. Для того чтобы слухи о том, что организаторы потеряли веру в необходимость проведения такого мероприятия остались только слухами, и появились эти строки.
Традиционно фестиваль приглашал на свою сцену местные сельские коллективы, которые должны были представлять фолк в его «сыром» виде. По словам медиа-координатора Мирославы Ганюшкиной, становится все сложнее находить аутентичные коллективы. Люди умирают, а традиции не передаются. Внуки сидят в социальных сетях, не замечая, что рядом с ними носители живой истории, те, кем действительно нужно восхищаться и записывать каждое их слово. Так считает и так делает продюсер Тарас Чолий, который тоже был гостем фестиваля и предлагал для показа свои фильмы «Серебряная земля» и «Золотой сентябрь». Вот это ощущение горечи от того, что мы теряем, было столовой ложкой дегтя в фестивальной бочке. Но «ще не вмерла». Благодаря «ГИЧ-оркестру», «Людям добрим», «Бурдону», «Перкалабе» и «Перкалабским придаткам» — полный перечень очень длинный — было что послушать. Традиционно интересными были заграничные гости: «Mitch&Mitch», «Wolosi», «TransglobalUnderground» и, внимание, попробуйте выговорить: «JaakkoLaitinen&Vaara Raha». Несравненные коллективы, но каждый из них достоин отдельного репортажа. Например, фины, это те, чье название не выговоришь даже после ежедневных тренировок, своим выступлением мне лично почему-то напомнили западноукраинскую свадьбу. Ну очень похожая музыка, а особенно тот драйв и энергетика, которую они продемонстрировали.
Все эти и много других групп на сцене играли музыку, разную по философии, но все же музыку. Но действительно творческим людям, из которых так и «прет» креатив, этого мало. Ярема Стецик, собрав местных столяров, предложил создать новое видение музыкального искусства. И поверьте, бензопила, молотки, дрель и отбойный молоток создали незабываемые ритмы. Заранее прошу прощения у кого-то из исполнителей «Уніж-цеха», если не назвал здесь его инструмент. Три композиции имели целью не только донести что-то до наших ушей, но и создали вполне материальные вещи, а это уже, согласитесь, не каждому исполнителю по силам. Среди них были стойки под микрофоны на следующий фестиваль, Буратино и...куча дров. Жизненно необходимая на фестивале куча дров! Не музыкой единой, как говорится.
Были и другие ночные перфоменсы, предложенные Еленой Костюк («Зеркало») и «ThatBlack». Были звуки, действие тоже, много разноцветного света, темнота и тени. Честно говоря, более-менее четко могу охарактеризовать лишь выступление львовского «Зеркала», все другие затуманены в сознании непреодолимым желанием выспаться.
А выспаться на фестивале было просто никогда. Потому что программа была настолько насыщенной, что ее хватило бы на несколько масштабных мероприятий. Традиционно много было мастер-классов, где можно было что-то изготовить или переделать. Кстати, специально для тех, кто говорит, что ручная работа у нас слишком дорого стоит: после того, как несколько часов просидел над обложкой-подушкой для своей записной книжки, она для меня стала бесценной. Киевляне Ира и Павел были настолько внимательными и хорошими учителями, что неудовлетворенных своей работой не осталось. Кстати, их «papinarubashka» допускает к работе только старую ношеную одежду и пуговицы. Не то чтобы в Киеве были проблемы со снабжением тканями, просто так интереснее — «вторая жизнь вещей».
Для тех, кому не хватило места за столом здесь, работали другие мастерские, существовал целый параллельный мир музыки в стиле «как умеем, так и поем». На этой сцене каждый час возникали и распадались новые коллективы, рождались новые звезды. Также взаимодействовали участники и гости в танце, на ночь глядя наблюдали выступления театра огня, творили, вытынали и ковали, лепили и резали. Вписывались в местное пространство и художники с именем. Выделю два проекта, которые произвели наиболее сильное впечатление. В частности Мирослав Вайда под дубом на береге Днестра нашел замечательное место для креста. Казалось бы, таких объектов лэнд-арта на дорогах Украины увидишь сотни. Да, но этот крест отныне будет служить коммуналкой для 42 семей птиц, ведь собрали его из скворечников.
Другой занятной вещицей была типичная семья начала ХХ ст., которая сидела или стояла кругом посреди верхнего поля. Машина времени? Нет, инсталляция от Елены Костюк. Для Галичины характерной когда-то была икона на стекле, так вот приблизительно тем же путем пошел и автор, нанеся на стеклянные двухметровые поверхности отпечатки старых фото. Они органично вписывались в сельский колорит и местные пейзажи. И это бесспорный лидер в списке всего, что было создано здесь. По крайней мере в моей версии.
Очень сильной и интересной была кинопрограмма. Пообщавшись с Николаем Буткевичем, ее куратором, мы пришли к выводу, что современное игровое кино и документалистика двигаются навстречу друг другу. Трудно в настоящий момент угадывать, что из этого выйдет, увидим. А там мы посмотрели уже упоминавшиеся исторические фильмы Тараса Химича, правозащитное кино от «DocudaysUA», другие образцы современной украинской документалистики. Увиденное здесь точно ничью голову не оставило без размышлений. Независимо от того, было ли то кино об особенностях жизни в Мозамбике, о «маленьких людях» ли, как любят говорить политики в Украине.
Кстати, о политике. Ее здесь не было. Только рядом с моей палаткой стала лагерем компания, которая круглосуточно обсуждала проблемы мирового масштаба. От цвета глаз и волос арийских детей до проблем независимости Чечни.
В какой форме не пытался бы выразить собственные впечатления от Арт-поля (кстати, сознательно пишу без кавычек, потому что можно считать название фестиваля неологизмом, новым явлением в нашей культуре), все равно они будут только текстом. Для того чтобы каждый смог их прочувствовать сполна, там нужно побывать. Поэтому, вернемся к сказанному в самом начале: пусть АртПоле будет. Хороших слов не стоит жалеть. Чтобы потом с ностальгией не вспоминать о том, что когда-то у нас был такой фестиваль.
Выпуск газеты №:
№135, (2012)Section
Почта «Дня»