Благородно ли это – во имя детей красть у внуков и правнуков?
О морально-этическом аспекте «янтарной лихорадки»Когда ехал на Полесье, то не преследовал цель изучить, кому больше всего повезло во время «янтарной лихорадки». Знаю, что появилось достаточно большое количество миллионеров, но это уже проблема фискальных органов. Больше меня интересовал морально-этический аспект проблемы. Потому что когда-то я писал о донецких копанках и, признаюсь, тогда не без гордости сделал категорический вывод: в Западной Украине подобное разорение родной земли невозможно. Должен теперь признать, что ошибался. Край высокого национального сознания и героев УПА оказался бессильным против человеческого корыстолюбия. Так какие же механизмы постепенной потери контроля над собственными поступками? Не претендую на глубокий анализ, но кое-что таки исследовал. Возможно, преемникам удастся сделать больше. А что заниматься этой проблемой придется — совершенно не сомневаюсь. Придется даже тогда, когда закончится весь янтарь. Потому что эпидемия воровства на этом не прекратится. Накатанные схемы заработают в других местах.
О масштабах беды говорит такая деталь. Разыскал по интернету несколько телефонов работников лесного хозяйства. И вот звоню по телефону молодому лесничему: не дадите ли на пару дней план лесных насаждений, чтобы я мог лучше ориентироваться в лесу? Верну непременно — слово коллеги. А тот отвечает: «Янтарь собираетесь добывать? Тогда берите нас в долю, иначе помогать не будем!» Представляете — говорить такое совсем незнакомому человеку, да еще и по телефону. Уже это говорит о довольно крупных масштабах добычи янтаря и об отсутствии страха. А что же тогда сдерживает зароботчанское цунами? Там, где «старатели» разогнались не на шутку, их немного тормозят силовики — полиция, Национальная гвардия и тому подобное. Но все, с кем мне довелось беседовать, утверждают, что силовики «в доле», а если не они сами, то их начальство. В другие варианты люди категорически не хотят верить.
Прошлой весной я общался с главными работниками лесного хозяйства Украины — как действующими, так и пенсионерами. Они говорят, что лучший способ уменьшения масштабов добычи янтаря — это узаконивание его. То есть человек должен платить установленный процент с заработанного в бюджет. А главное — засыпать и выровнять ямы, сделать местность пригодной для посадок молодого леса. Потому что иначе получается так: территорию уничтожили, уровень радиации подняли, сами обогатились и... убежали. Хоть бы то, что росло на месте «янтарных» участков, давали лесоводам своевременно срезать и реализовать! Хотя бы какая-то копейка была лесничеству на горючее и на обеспечение новых лесопосадок. Ан нет, рубят вполне здоровую сосну и начинают вгрызаться в землю. Спустя некоторое время видят, что она и на земле мешает. Тогда порежут ее так, что она уже ни для чего не пригодна. Об этом мне с болью рассказывал бывший лесничий, которого помню еще 10-летним мальчиком. Даже немного переписывался с любознательным школьником, поэтому хорошо изучил его характер. Таких упорных природолюбов, как Сергей, среди полищуков единицы... Но и он не устоял — вынужден был отправиться на «янтарные» заработки. Потому что нужно же как-то кормить четверых детей! А еще как-то поневоле проболтался о заработках своего сына пожилой «свободовец». То есть ни экологическое, ни национальное сознание в разгар «янтарной лихорадки» уже не сдерживают. Правда, вышеупомянутые люди зарабатывали по минимуму и ни в какие преступные схемы не встревали.
А теперь поговорим о полесских бабушках. О тех бабушках, из которых янтарные старатели — никакие. Досадно, но ягод и грибов из тех загаженных человеком мест им уже собирать не придется. Потому что уровень радиации существенно вырастет — сам человек поднимет на поверхность те радионуклиды, которые три десятилетия дождями смывались в нижние слои почвы. А было же когда-то черники! С ностальгией старушки рассказывали, что в советские времена некоторые сборщики имели по 40 тысяч советских рублей на книжке. За чернику, бруснику, клюкву, белые грибы, лисички. Все это с крахом СССР пропало, но какие масштабы заработков были, какая вера в потенциал родного края! А теперь и на кусок хлеба не заработаешь... Потому что если и соберут бабушки какую-то малость, то никто у них радиационного не купит. Или же придется ехать в Киев и врать, что черника не с Полесья, а из Карпат. Так что неумело хозяйничают сейчас полищуки: дороги не латаются, новые детсады и школы не открываются, все идет в карманы хватким и самым хитрым. Честные опять в проигрыше. Думаете, это не повлияет на другие регионы и на другие стороны жизни украинцев?
***
Были, правда, и приятные моменты. Одна молодая христианочка рассказывала, что верующие ребята из ее села сначала тоже начали добывать янтарь. Но потом пресвитер сказал, что родную землю калечить нельзя, и они прекратили. Поехали на заработки в Польшу. Да и эта молодая девушка уже ездила «на теплицы» в соседнюю Беларусь. Дожились украинцы! Уже в Беларусь едем, как когда-то в Америку или в Канаду. А что поделаешь, если на родной земле хозяйничать не умеем? Возможно, столичным документалистам следует поехать в ту полесскую глухомань и познакомиться с настоящими христианами? Фильм снять о самых стойких. Потому что и среди христиан, похоже, произошел раскол. Есть такие, которые уже готовы красть у своих потомков. Правда, готовы при этом намного больше молиться. Интеллигентная женщина из Сарн рассказала мне о своей семейной трагедии. Невестка ушла от ее сына, потому что он, как верующий, не хотел заниматься янтарем. А денег в семье не хватало. Следовательно, даже в христианской среде не все одинаково относятся к Божьим заповедям. Поэтому считаю, что христианские конфессии Украины должны официально признать, что есть проблема МАССОВОГО нарушения украинцами заповеди «не укради». И как-то, шаг за шагом, христианизировать нацию. Оставить никому не нужные ритуалы и учиться распространять христианские ценности. А еще церковные иерархи должны четко осознать: великий грех — религию любви и милосердия превращать в религию спасения собственной шкуры. Слишком уж комично выглядит прославление Творца в то время, когда мы, чуть ли не консенсусом, приступили к максимальному разорению родной земли. А он ведь нам в свое время отмерил ее так щедро! Именно для счастья нашего, а не для уничтожения.
Выпуск газеты №:
№97-98, (2017)Section
Почта «Дня»