Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Быть нравственным — в интересах самого человека»

10 ноября, 20:05

Ответ на вопрос о том, нужны ли нравственные ценности современному обществу, напрашивается не очень оптимистический, так как опыт сегодняшней жизни свидетельствует о том, что без нравственных ценностей довольно большое количество людей обходится совершенно свободно. За примерами далеко и долго ходить не надо. Так, в рамках показанной на российском телеканале НТВ передачи, посвященной рассказу о Рублевке (элитный пригород Москвы. — Ред. ) и ее обитателях, принадлежащих к очень состоятельным людям, промелькнул сюжет о выступлении популярного эстрадного сатирика перед публикой, проживающей на Рублевке. Сюжет этот занял всего несколько минут, но не зря при этом прозвучал комментарий журналиста за кадром о том, что с таким выступлением сатирик не показался бы перед широкой публикой, не похожей на рублевскую, перед которой он произнес буквально следующее: «Бедные? А что бедные? Я сам готов любить бедных, но в специально отведенных для этого местах». И как при этом довольно и понимающе смеялась немногочисленная состоятельная публика. И как доволен был сам эстрадный острослов тем, что так умело польстил своим далеко не бедным слушателям, хотя лесть в данном случае была довольно низкопробной. Если это не цинизм и не безнравственность, пусть кто-нибудь попробует убедить нас в обратном. Боюсь, что будет нелегко обосновать, что богатство есть положительная характеристика человека, а бедность свидетельствует о том, что это — человек недостойный, в гетто его, то бишь в специально отведенное место.

Многозначительные в этом плане примеры подают нам и наши политики, которые несколько месяцев назад единодушно и самоотверженно отстаивали идеалы демократии и обещали такое общественное устройство, в котором будут царить законы и благополучие. Сейчас, увы, в их рядах нет и намека на былое единство. А ведь политики выступают не от самих себя. Они призваны выражать интересы широких социальных слоев и защищать эти интересы. Значит, они считают вполне допустимым спускать в общество с политических вершин подобные принципы поведения.

А безнравственные поступки в нашем обществе стали нормой, настолько привычной, что этого уже никто не стыдится и не осуждает. Среди них — и использование служебного положения в корыстных целях, и беззастенчивый переход из одной политической партии в другую на основе конъюнктурных соображений, и возможность получить положительную оценку во время обучения в зависимости от финансовой обеспеченности или служебного положения родителей и т.п. Цинизмом разъедено слишком многое в отношениях между людьми в нашем обществе в самых различных сферах жизни и деятельности.

Нравственные нормы не вводятся указами и постановлениями. Они должны появляться в жизни повседневно и опираться на силу массовых привычек и авторитет общественного мнения. Только в этом случае они могут выполнять свою важнейшую функцию — регулировать отношения между людьми с позиций общечеловеческих моральных ценностей.

В нашем обществе роль нравственных норм, идеалов, принципов как регуляторов отношений между людьми значительно ослаблена в условиях, когда подавляющая часть людей ведет ожесточенную борьбу за выживание, а немногочисленная социальная верхушка занята тоже ожесточенной борьбой, но за увеличение своих капиталов и своей сферы влияния. Духовное пространство, как и всякое другое пространство, не терпит пустоты, поэтому та его часть, которая должна быть заполнена нравственным содержанием, при отсутствии такового заполняется совсем иным: неверием, цинизмом, озлобленностью, бесстыдством, вседозволенностью.

Быть нравственным — в интересах самого человека. Благодаря нравственным качествам, он может добиться уважения родных, близких, партнеров. Его словам и действиям будут доверять, что придаст ему уверенности в себе и авторитета в глазах окружающих. Однако для этого нравственные качества должны быть ценимы в обществе, должны быть востребованы.

Справедливость требует признать, что невозможно назвать такой период в общественном развитии, когда нравственные ценности не были бы востребованы, как невозможно найти и такой отрезок времени в истории, когда не было бы предательства, цинизма и других проявлений безнравственности. Люди всегда преследуют свои цели и добиваются достижения своих интересов разными путями и с помощью различных средств, в том числе и безнравственных. Вспомним хотя бы известное утверждение: цель оправдывает средства.

Вечная борьба добра и зла представлена в жизни общества и отдельного человека борьбой между нравственными ценностями и безнравственностью. Суть вопроса, очевидно, в том, чтобы эта борьба не прекращалась, чтобы люди окончательно не изверились и не разочаровались в нравственных ценностях настолько, чтобы отказаться от них в качестве ориентиров в своих словах и поступках, а наше общество сейчас находится в опасной близости к этому рубежу. Очень важно, чтобы нравственные нормы, хотя и попираемые нередко в политике, экономике, личных отношениях, сохраняли свое значение как ценности. Задачей их сохранения должны, прежде всего, озаботиться руководители всех рангов и уровней и публичные лица — не только в сфере воспитания и образования, но и в политике, экономике, науке, искусстве, в правовой сфере. Потому что «трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером». Автор этих слов — римский политик, философ, поэт Сенека зафиксировал этот вывод в конце I века до н.э. или в начале I века н.э. Не случайно один из великих мудрецов ХVIII века эпохи Просвещения и развития капитализма в Европе, которая оказала сильнейшее влияние на общественную жизнь последующих веков, — Вольтер — оставил нам в назидание такую мысль: «Изменять нравы и возвышать или унижать нацию — это дело правительства».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать