Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человеческий фактор

Как он повлиял на готовность ко Второй мировой войне
25 мая, 12:50
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Гражданская война выдвинула немало талантливых командиров и военачальников, из среды которых затем сформировался генералитет Красной армии. Среди них было очень много молодых, но образованных людей, получивших закалку в Первой империалистической войне. Совместно со старыми кадрами в мирное время они составляли командный состав Красной армии. В военных кругах в довоенные годы сложилась обстановка, когда руководителями всего оборонного комплекса были К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный и др. А неформальными лидерами были командармы гражданской войны — М. Н. Тухачевский, И. П. Уборевич, И. Э. Якир и другие.

У этих двух групп были разные подходы к формированию вооруженных сил государства. Первые отдавали предпочтение кавалерии, а вторые — авиации, танковым соединениям и другим механизированным частям. Была и зависть, и обыкновенная человеческая несовместимость характеров, а также подлость и провокации, которые имели место. Так, в те годы немецкая агентура сумела подбросить И. В. Сталину (через Бенеша) «разоблачительное» письмо М. Н. Тухачевского и др. В результате было сформулировано «дело», по которому М. Н. Тухачевский, И. П. Уборевич, И. Э. Якир, Р. П. Эйдеман, А. И. Корк, В. М. Примаков, В. К. Путна и Б. М. Фельдман предстали перед судом по клеветническому обвинению в шпионаже и измене Родине. Суд был скорым и закрытым. «Виновные» были расстреляны 11 июня 1937 года. Чуть позже расстреляли маршалов Советского Союза — В. К. Блюхера (1938 г.), Е. А. Егорова (1939 г.), а также большое количество других военных высокого ранга.

Хочу коротко сказать об одном из этой плеяды замечательных и вместе с тем несчастных людей — Иерониме Петровиче Уборевиче. Дело в том, что моя мама (Кальнина Вера Петровна, 1893—1989 гг.) во время гражданской войны служила в 13-й армии, которой тогда командовал И. П. Уборевич. Мама по большому секрету (иначе в то время нельзя было) рассказывала мне, что это высокообразованный, интеллигентный человек, знающий несколько языков. Она не верила, что он мог быть врагом, и утверждала, что это какое-то недоразумение. Советские военачальники — маршалы Кирилл Афанасьевич Мерецков, Матвей Васильевич Захаров, Александр Александрович Новиков, также положительно отзывались об Уборевиче в своих воспоминаниях.

В то страшное время (1937—1938 гг.) «славные органы» начали искать «врагов народа» в воинских частях. По разным источникам, за эти два года из Красной армии было репрессировано около 44 тысяч командиров и политработников, начиная от командира батальона и выше. Среди них оказались многие из тех, кто завоевывал советскую власть, участники гражданской войны, награжденные орденами Красного Знамени. Попавшие под каток репрессий — Сергей Грибов (1895—1938), Епифан Ковтюх (1890—1938), Иван Кутяков (1897—1938), Иван Федько (1897—1939) и другие, в годы гражданской войны были трижды награждены орденами Красного Знамени. В мирное время (до 1937—1938 гг.) эти люди командовали корпусами.

И вот за три года до начала войны эти и многие другие командиры уничтожаются как враги народа. Как это можно назвать? Кадровые военные знают: чтобы вырастить всесторонне подготовленного комбата или командира полка, необходимо несколько лет напряженной работы. В результате, в начале войны у нас полками командовали вчерашние лейтенанты, тогда как в немецкой армии полками командовали военные, которые участвовали в Первой мировой войне и окончили академию Генерального штаба. То есть к началу войны командный состав Красной армии сильно ослабел. Если говорить обобщенно о кадрах армии, то можно сказать: вот вам и человеческий фактор в истории войны. Но ежовско-бериевский каток сделал свое дело не только в армии, но и во всех уголках государства. Поговорка «держи язык за зубами» стала массовой, а основы демократии фактически были похоронены. В то время пострадали люди во всех уголках Советского Союза (от Москвы до самых окраин), по удельному весу в своей среде больше всего «врагов» оказалось теми, кто как-то был связан с зарубежьем (дипломатические работники, сотрудники внешней разведки и т. п.). Е. М. Примаков, возглавлявший одно время службу внешней разведки России, пишет в своих мемуарах о большом уроне, который тоталитарная система нанесла органам, которые создавал еще Ф. Дзержинский. В 1937 году были репрессированы, расстреляны практически все работники зарубежных резидентур и почти все руководители в центре. Людям, которые проработали 15—20 лет за границей, уже не доверяли. Их место заняли нередко малограмотные выдвиженцы. Так, в 1940 г. некто Кабулов был назначен резидентом в Берлин. Образование его — пять классов начальной школы и курсы счетоводов. Головокружительная карьера в органах объясняется тем, что он служил счетоводом в НКВД Грузии, которое в то время возглавлял Берия. Этого нашего «чекиста» очень умело окружили фашистские разведчики и контрразведчики, подсовывали ему «сведения» о том, что Германия на два фронта воевать не может, что необходимо обеспечить хорошие отношения немцев с Россией и т. д. и т. п. Этой дезинформации верил Сталин, в то время как надежные источники советских разведслужб «бомбили» центр информацией о готовившемся нападении Германии на СССР.

В воздухе пахло военной грозой. Оставались считанные дни до вероломного нападения фашистов на нашу страну; большинство руководителей государства и оборонного ведомства были как будто заколдованы. Хорошая подготовка к войне, вероломство и коварство, а также внезапность нападения в целом предопределили успех германской армии в начальный период войны. Честь и хвала нашим людям, которые встали на защиту Отечества, сумели остановить, а затем и разбить такого страшного врага.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать