Что бы я хотел изменить в Украине?
Как уже, наверное, заметили читатели «Дня», наш конкурс вызвал у нового поколения страны незаурядный интерес. Редакция получила сотни сочинений детей и подростков. И хотя конкурс «Что бы я хотел изменить в Украине?» формально финишировал 1 мая, письма на него продолжают поступать, а следовательно, мы продолжаем их публиковать. Окончательные же итоги будут подведены 1 июня — в Международный день защиты детей. Победители получат призы и подарки.
Во время майских праздников мы получили целый пакет сочинений из Киевского лицея № 171, который отозвался на конкурс «Дня» практически в полном составе — от 8-леток до выпускников. Как рассказала нам завуч Галина Середняк, дети восприняли тему «изменений» как личную. Учителя не навязывали им ни мнений, ни настроений, справедливо замечая, что детская душа — наилучшее зеркало общества.
Этот лицей — в определенной степени элитарное заведение. Он носит название «Лидер» и учит детей основам бизнеса. Но и здесь ощущают драматизм нынешнего дня: социальное расслоение, жестокость и безнадежность взрослой жизни, обычное безденежье. Теперешние дети рано взрослеют. Галина Середняк рассказала нам, как по окончании летних каникул в лицее писали сочинение на тему «За что я благодарен лету?». Кто-то дидактично воспел красоту родной природы, кто-то вспомнил море, кто-то — поездку за границу. А шестиклассник Саша П. написал: «Я поблагодарил бы лето за то, что оно дало мне возможность помочь родителям. На День независимости я взял аккордеон, пошел на Андреевский спуск — и заработал немного денег для себя и семьи. Впоследствии приходил еще. Все заработанное отдавал маме. На те деньги мне купили рюкзак, тетради и школьную форму, поэтому осенью я мог пойти в школу, за что и благодарен лету».
Публикуем отрывки из писем, которые пришли на конкурс «Дня» от школьников из лицея «Лидер».
А гимн пусть будет веселый
Украина — это моя Родина. Я хотел бы, чтобы не было аварии на ЧАЭС. Чтобы не было преступников, дорожно-транспортных происшествий, убийств и мировой войны. Я хотел бы, чтобы в Украине царил мир и покой. И еще хотел бы, чтобы в Украине было не 52 миллиона, а 60. Хорошо было бы, если бы Днепр и Лыбидь были большими и более широкими и в них не сбрасывали отходы заводы. Чтобы улицы были чистыми, а машины ездили на солнечной энергии. А также чтобы не было ядерного оружия. И чтобы Украина была свободной страной. И еще чтобы дороги были без ям, было много растений, животных и не было Красной книги. А гимн чтобы был веселый, и чтобы никогда никто не умирал.
Тарас ГАВРИЛЕНКО, 3-Б класс
Их старость — это наше будущее?
Мой отец — инженер, мать — экономист. Вы знаете, мне страшно, я не знаю, что ждет меня дальше. Нужно поступать в какое-то высшее учебное заведение, но без денег это сделать невозможно. Мои родители это тоже хорошо понимают, они пытаются отложить какие-то гроши на мое поступление, но это им не под силу. Нет, вы не поймите меня так, будто мы не имеем денег совсем, они есть, но их хватает только на еду... Так как можно вводить платное образование в стране, где матери, напуганные тем, что у их детей не будет будущего, убивают их совсем маленькими? Погибает будущее и настоящее нашей страны. Неужели мы не в состоянии остановить вырождение нации?
А еще мне стыдно смотреть в глаза пенсионерам и старикам. Эти глаза, которые видели так много, а вот счастья, любви и ласки — самую малость. Сейчас эти люди, всю свою молодость отдав на алтарь «светлого будущего», никому не нужные, лишние. Разве когда-нибудь они думали о том, что совсем стариками, вместо того чтобы нянчить внуков, будут зарабатывать сбором бутылок или с протянутой рукой? Они уходят из дому и исчезают, они умирают в собственных квартирах и их не находят месяцами, у них отбирают жилье и они погибают на улице. Это их старость, а может, это и наше будущее?
А наши кладбища? Сломанные кресты, запущенные могилы — это и есть зеркало уровня нашей культуры? Почти ежедневно становимся свидетелями актов вандализма на кладбищах. Нет покоя душам умерших, оскверняют память о них. А что будет с нашими собственными душами?
Дети — цветы жизни. Но обычно цветы выращивают в оранжереях и на клумбах, а наши — растут на мусорниках. Что может вырасти на мусорнике, кроме сорняков? Так что будет с нашим будущим — пустыня, заросшая сорняками?
А наши дороги вызывают только чувство сожаления. Да, мне жаль нас, ведь стольких жертв можно было бы избежать, просто отремонтировав дороги, ведь дороги — это лицо страны. Неужели легче каждый раз накладывать новый слой асфальта на дырки по несколько раз в месяц вместо того, чтобы сделать один раз — надолго. Может, хватит нашему правительству думать только о себе и своем кошельке? Может, уже наступило время все-таки подумать о народе, который по уши вывалялся в грязи и хочет жить, как все люди в цивилизованном мире?
Единственное, что вызывает во мне восторг — выносливость нашего народа, он терпит все. Но может, это просто рабское мышление людей, не способных управлять собственной жизнью?
Татьяна ГУРЛЕНКО, 11 класс
Самое страшное уже произошло
Если бы моя воля, то я бы предотвратил те войны и трагедии, которые произошли в Украине раньше. Но, к сожалению, не могу этого сделать. Я обычный гражданин государства. И много плохого, к сожалению, уже произошло. И взрыв на ЧАЭС, и войны. Надеюсь, то, что произошло в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в Чернобыле, больше никогда не повторится...
Егор ШКУРО, 3-Б класс
Сон в автобусе
Медленно идя домой, я увидела около плетня бабушку, продающую орешки. Она просила каждого прохожего: «Пожалуйста, купите у меня орешки, купите! Я так замерзла». Но прохожие шли дальше. Я хотела достать деньги и дать бабушке, но поняла, что самой едва хватит на дорогу домой. Так и прошла мимо нее. И до сих пор вспоминаю, как мне было стыдно и отвратительно за то, что не взяла больше денег, и за нашу власть, которая довела нас до такой жизни.
Так рассуждая, добралась до автобусной остановки, и мои мысли прервал шум подъезжающего автобуса. Люди толкали друг друга, ссорились. Наконец я села около окна. Вдруг я поняла, что нахожусь на той самой улице, где бабушка продавала орешки, но я уже не простой наблюдатель, я какой-то удивительный круг света, какая-то добрая сила, способная исправить все зло, которое натворили люди. С чего начать? Что сделать для того, чтобы люди стали более счастливыми? Дать им деньги? Это только минутная радость, люди их израсходуют и опять станут мрачными. Нужно существенно изменить положение современной Украины. Необходимо прекратить ввозить в страну отребье, которое нас понемногу уничтожает, создать внутренний рынок, наладить выпуск собственной продукции. Ведь у нас такие плодородные земли, хороший климат, мы можем производить почти все, что сейчас ввозим. А как только заработают новые предприятия, появятся и рабочие места. И не будет тогда «временно безработных», не будет ссор в общественном транспорте за неуплаченный проезд. Но стоп! Заводы и фабрики будут загрязнять воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем. Люди еще больше, чем сейчас, будут болеть. Тогда и деньги нам не помогут. Поэтому прежде всего следует восстановить экологическое равновесие в Украине.
Ну ладно, теперь вроде бы все хорошо — все здоровы, счастливы, богаты, все спокойно между собой говорят. Но на каком языке? Мы независимое государство? Или жалкая карикатура на него? Только не уважающий себя народ может так позорить прекрасный украинский язык. Сколько веков его пытались задушить, но он выжил. Выжил для того, чтобы, почти уже достигнув своей цели, умереть? Нет, такого допустить нельзя.
Наверное, уже все, подумала я, оглянувшись вокруг, мы теперь настоящая цветущая нация. Но вдруг мой взгляд упал на несчастного искалеченного мальчика, сидящего в инвалидной коляске и просящего милостыню. И разве он один такой, их сотни, а может, и тысячи: жертвы Чернобыля, ветераны войны... Что им делать? Судьба безжалостно отбросила их на обочину общества. Этим людям необходимо оказать достойную материальную и психологическую поддержку, чтобы хоть как-то сгладить их неполноценность.
И вдруг мои мысли начали путаться. «Конечная!» Я открыла глаза. Автобус, люди и шум привели меня в сознание. К сожалению, это был только сон, и я не какая-то там добрая сила. И мир нисколько не преобразился, нас окружает та же действительность, что и вчера. Изменить ее сможем только мы сами.
Юлия КИРПАЧ, 11-А класс
Выпуск газеты №:
№86, (1999)Section
Почта «Дня»