Перейти к основному содержанию

Давайте помянем жертв Волынской трагедии!

07 июня, 09:52

...И прости нам долги наши,

Как и мы прощаем должникам нашим.

(Матф.6:9-13)

Пришло время помянуть по христианскому обычаю жертвы Волынской трагедии — всех винных и невинных её участников, которые уже давно отошли в потусторонний мир. Нет уже и организаторов этой братоубийственной войны, но зомбированные ими потомки и сегодня не понимают всю глубину того, что случилось в те памятные дни, потому что у каждого своя правда, а она должна быть у нас единой, украинской, государственной.

И не в том дело, кто первым начал эту войну, кто больше провинился, и с какой стороны погибло больше людей (а это очень спорный вопрос, точный ответ на который мы не скоро получим), с моральной точки зрения — это не главное. Главное в настоящее время — сохранить тот мир, покой и взаимопонимание между украинским и польским народами в строительстве новой Европы, который мы имеем. И потому, склонив голову перед Образом Всевышнего на поминальной панихиде по жертвам этой войны, скажем от всего сердца: «Прости их, Господи, за все вины — виновные и не виновные, и раздели их вины поровну между обоими». Другого вердикта в нынешней сложной ситуации, в наших международных отношениях не придумаешь. И это был бы первый, определяющий шаг.

Второе. Уважая себя и свою историю, и, в то же время, уважая и историю нашего противника в этой борьбе и всё то хорошее, что он сделал и делает для нашей независимости, мы должны сказать в конечном итоге и себе, во имя общего добра: обе стороны этого противостояния виновны, одни в одном, другие — в другом, в стороне никто не стоял.

Третье: следовательно, как нам быть дальше? — Как подскажет разум. Я в своей книге «Нерозставлені акценти» приводил пример, когда в Сибири, в ссылке три представителя трёх разных конфессий — православный священник, протестантский пресвитер и мусульманский мулла, работая вместе в одном лагере, отгородили себе в уголке небольшой молитвенный дворик, и там каждый день молились вместе, не изменяя своей вере. Это было в концлагере, а мы в настоящее время на свободе не можем достичь взаимопонимания.

Это никоим образом не значит, что мы готовы ради понимания жертвовать своей историей, своими правами, своим «я». В первую очередь нам нужно найти общее взвешенное мнение между собой, а тогда уже выносить его на люди. При этом мы не имеем права вырывать отдельные страницы из нашей истории, как и не имеем права вносить туда недостоверные факты, потому что это история, в которой могут сказать правду лишь незаангажированные историки, чего народ давно ожидает.

Было бы неплохо организовать круглый стол на эту тему.

Считаю необходимым ещё раз подчеркнуть, что в настоящее время мы живём другой жизнью, что все споры, даже самые запутанные, разрешаются в первую очередь на юридических принципах, тогда как большинство событий волынского противостояния решались на основе эмоций, сплетен, провокаций, уличного права, ситуационной целесообразности, оккупационного режима. Мы это должны учитывать, хотя это не является доказательным аргументом.

Волынская трагедия была частью Второй мировой войны, со своими правилами и способами её ведения. Она впитала в себя незавершённые события освободительной борьбы, которые начались с Первой мировой войны, с распада империй, но для одних народов распад империй завершился получением независимости, а для Украины — изменением одной оккупации другой. На карте Европы появлялись Украинская Народная Республика, Западноукраинская Народная Республика, Карпатская Украина, но все они, при безразличном созерцании властелинов мира сего, оказывались недолговечными, их территории стали приобретением соседей, и украинский вопрос так и остался нерешённым. Однако все жертвы, унижения, издевательства и скитания тех лет запечатлились в генетической памяти украинского народа, и они нашли свой выход в годы военного лихолетия. Волынское противостояние стало сначала стихийным взрывом украинского населения Волыни как акция расплаты за все обиды, унижения, насилие довоенной Польши, а впоследствии оно приобрело организованный характер.

Вторая мировая война, следовательно, дала новый толчок для разрешения волыняками своего гражданского статуса, а польским поселенцам — земельного вопроса.

Шла борьба за Волынь, которая ещё с княжеских времён была законной частью Киевской Руси. Украинцы не претендовали на чужие земли, а лишь на те, на которых они жили испокон веков. Волынская трагедия происходила на этнических украинских землях, на которые ни немцы, ни поляки, ни красные партизаны не имели исторического права. Поэтому украинское национально-освободительное движение периода Второй мировой войны не было покушением на польскую государственность, как это трактовало Польское лондонское эмиграционное правительство...

Волынская трагедия была также закономерным следствием исторических и политических ошибок, допущенных в 1917— 1945 гг. оккупационными режимами на Волыни. В то же время, она относится к событиям Второй мировой войны, которая закончилась 68 лет назад и получила свою оценку от мировой общественности. Все организаторы войны были осуждены Международным трибуналом, а народы, которые были втянуты в войну, давно между собой помирились; к сожалению, эти вопросы не нашли еще объективного освещения в нашей истории, потому что им не было отведено надлежащего места в государственной политике. Думаю, что время всё расставит по своим местам. И как делали это наши предшественники, со временем у нас будет в Киеве храм жертвам войны, нам есть кого поминать, есть за кого молиться и на чём воспитывать молодые поколения украинцев.

Надеемся, что время расставит всё на свои места, и будущие поколения будут вспоминать о нём так, как мы вспоминаем в настоящее время о Колиивщине, о народных мстителях Устиме Кармалюке и Довбуше. В истории трудно что-то изменить, нужно лишь объективно его оценить и делать всё возможное, чтобы страшных кровопролитий больше не было в нашей жизни.

Выводы:

1. Волынская трагедия была закономерным следствием исторических обстоятельств, это была своеобразная вершина айсберга, основа которого впитала в себя все ошибки предыдущих оккупационных режимов.

2. В настоящее время Украина и Польша строят свои отношения на принципах добрососедства, мира и взаимопонимания и заинтересованы в последующем развитии этих отношений и недопущении противостояний.

3.Украина осуждает всевозможные попытки пересмотра результатов войны, навязывания народам какой-то особенной, чужой точки зрения в вопросе волынских событий, поисков мёртвых виновников среди живых потомков.

4. Настоящий характер и значение событий 1943—1945 гг. невозможно адекватно понять, если их не рассматривать в контексте всей истории польско-украинских взаимоотношений. Украинцы не претендовали на чужие земли, а лишь на те, на которых они жили испокон веков.

5.Участники Волынской трагедии давно отошли в потусторонний мир. Лишь Бог имеет право миловать их или судить.

Валентин ЯБЛОНСКИЙ, профессор

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать