«Дискотека» во имя Господа,
или Размышления по поводу одной телепередачи17 декабря на телеканале «1+1» в программе «Двойное доказательство» речь шла о «харизматических» сектах в Украине. В результате ведущим (которые мне лично очень симпатичны) в ходе передачи так и не удалось выяснить, в чем сущность новейших «церквей», активно экспортирующихся в Украину, — происходила постоянная путаница в определениях и тому подобное. В конечном счете пришли к выводу, что разницы между традиционными религиями и современными сектами нет и, мол, еще немного — и все выйдут из студии атеистами. Некоторые из участников программы иногда высказывали умные и даже мудрые мысли, но восприятие их предполагало наличие определенных шагов по дороге духовного роста, и поэтому эти мысли, как показал ход программы, остались без внимания.
Очень часто на пути постижения какой-то идеи надо изменить угол зрения, и тогда трудная для понимания проблема освещается совсем по-другому. Я хочу предложить несколько иной подход к теме, которая рассматривалась в передаче. А именно — взглянуть на сущность религиозных культов с точки зрения духовного обмена, который они осуществляют.
Мировые религии — иудаизм, ислам, христианство и другие — обращаются к Небу и оттуда получают духовную энергию. Культы темного направления ориентированы книзу и осуществляют обмен с инфернальными сферами. А вот «харизматические» секты, которые, собственно, и были темой программы «Двойное доказательство», относятся к так называемым циклическим или «вихревым» образованиям. Они вполне земного происхождения, и все их интересы и стремления относятся практически исключительно к земной сфере. Вообще подобных организаций в человеческом обществе очень много — это те общества или политические партии, где информационный обмен осуществляется между членами этих организаций. В телепрограмме недаром цитировали Роналда Хаббарда: «Хочешь заработать миллион — создай собственную церковь». Потому что в этом выражении ключ к пониманию сущности многих сект. Но для того, чтобы действительно основать собственную «церковь», нужны харизма и способности Хаббарда. Однако желающих заработать миллион намного больше. Поэтому приходится заниматься плагиатом, например, объявлять новообразованную организацию «христианской».
Я понимаю, что самое время требовать от автора доказательств того, о чем он говорит. Поэтому скажу сразу — неоспоримые и окончательные доказательства может дать человеку только его сердце. А на скептическое разочарование кое-кому отвечу — если сердце еще молчит, то, может, и не стоит касаться в передачах подобных тем. И бегло замечу, что широта взгляда и всевосприятие — это разные вещи. А четкая духовная позиция существенно отличается от тотального скептицизма, который совсем не является признаком «современности» и «развитости», а с точки зрения психологии, не является и оптимальным психическим состоянием.
Однако косвенных доказательств для обоснования высказанных мыслей можно привести целый ряд.
Вы никогда не задумывались над тем, почему православный или католический священник не будет бегать по городу, цепляясь к людям с предложением посетить его церковь, а рядовые члены новейших «церквей» старательно этим занимаются по поручению своих «пастырей»? Все очень просто — «харизматическая» секта получает энергию от членов своей организации. Чем более многочисленная секта — тем более интенсивный в ней информационный обмен. И не только информационный. В фокусе этого энерго-информационного обмена — харизматический руководитель этой организации. К нему стекаются все потоки и информационные, и материальные. Недаром в программе речь шла о «высоком драйве». Следовательно, лидер (и его ближайшее окружение) получает во время общих действ ничуть не меньший эмоциональный заряд, чем ди-джей или ведущий прямого эфира, которые находятся в фокусе внимания посетителей дискотеки или слушателей. Конечно, лидер «рассчитывается» со своей «паствой», даря ей эрзац счастья — экстатические, экзальтированные состояния, которые с особой легкостью достигаются в толпе, «медитирующей» на своего кумира. Кстати, еще К.Г. Юнг неоднократно подчеркивал, что такое слияние в толпе небезопасно, отмечая, что психический уровень толпы в целом намного ниже уровня кого-либо из ее членов.
Но имеют ли отношение состояния экзальтированности и возбуждения духовного пути христианина, который нуждается в сосредоточенности и духовном равновесии? Не имеют. В православии для таких состояний есть термин — «прелесть», и такие состояния не совместимы с духовным ростом христианина.
Молитвы в христианском храме направлены к Богу, и служба будет происходить в надлежащее время, независимо от того, придет хотя бы один прихожанин или нет. Я могу стоять один в храме — служба будет идти, могу выйти — служба будет продолжаться. Потому что она — во имя Божье.
А теперь представьте себе на минуточку, скажем, Сандея Аделаджи (одного из центральных персонажей программы «Двойное доказательство»), который со знаменем, распевая, марширует перед пустым залом. Представили? Вот и я не могу. Такому «пастору» всегда нужна аудитория, он не будет осуществлять действие без зрителей.
Не хочу настаивать на нереальности исцелений во время массовых мероприятий в новейших «церквях». Различные, во всяком случае временные, облегчения могут иметь место в трансовых состояниях, а также вследствие самогипноза. Об освобождении от наркозависимости следует сказать отдельно. Известны результаты исследований, и о них сообщала пресса, — очень часто в рамках «харизматических» культов используют прием, известный как «замещение» одной зависимости другой. Т.е. на место зависимости от наркотика ставится зависимость «исцеленного» от своего «целителя». Теперь уже «пастырь» становится «наркотиком» для своего подопечного.
О земном характере харизматических культов свидетельствуют и просьбы, с которыми их члены чаще всего обращаются в молитвах к Богу — деньги, материальное благосостояние, здоровье. Также об этом говорят и принципы организационного построения некоторых новейших «церквей». Например, в одной из них, представитель которой был на упоминавшейся передаче, для молодежи организуются мероприятия с элементами молодежной «тусовки», для интеллектуалов — свои группы и своя программа, для людей без высшего образования, соответственно, своя. С точки зрения организации — все понятно. Но какое это имеет отношение к христианству?
Я не собираюсь никому ничего навязывать или давать какие-то советы. Человек сам должен решать, куда ему идти и что ему делать. Я только хочу обратить внимание на то, что многие из новейших культов имеют явные языческие черты, причем язычества не местного происхождения, а привезенного с далеких континентов, из недр очень далеких от нас культур. В некоторых массовых действах «неохристианских» культов в Украине чувствуется влияние скорее традиционной африканской умбанды, и они намного ближе к синкретическим новейшим псевдохристианским «церквям» Центральной и Латинской Америки, чем собственно к христианству.
Выпуск газеты №:
№9, (2003)Section
Почта «Дня»