Домашнее задание для украинской оппозиции
В Украине начался поствыборный политический синдром: у одних — у новой власти — «головокружение от успехов», у других — у оппозиции — призыв к верности демократическим принципам и исповедуемым патриотическим идеалам. Как одни, так и другие, я считаю, грешат одним: неискренностью и желанием, не гнушаясь никаких средств, во что бы то ни стало победить противника (не оппонента, а именно противника). Здесь метод победы значит меньше всего.
А что так называемая оппозиция? Говорю «так называемая», потому что, как пишет п. Грабовский в статье «Формула оппозиционности: мировой опыт и мы» («День», №41 от 10.03.10): «в Украине права и функции оппозиции не урегулированы ни законом, ни обычаем». И это действительно так, поскольку до сих пор закон об оппозиции в ВР так и не принят, то есть не определены ее роль, задачи, параметры, условия формирования, взаимоотношения с властью, способы донесения своих идей до власти и общества, права и обязанности в нем, принципы парламентских связей и сосуществования с властью и т.п. В определенной степени всякий, чье мнение отличается от мнения власти, может причислить себя к оппозиции. Но, как я считаю, нынешняя оппозиция грешит следующими недостатками:
— отсутствие четких законных принципов своего существования (сюда я отношу также немедленное принятие закона об оппозиции).
— Отсутствие понятной программы своей деятельности и донесения ее через СМИ до широкой общественности.
— Присутствие в риторике воинственно-разъединяющего «Мы» и «Они». У нас одно государство, одна страна, поэтому должно быть одно «Мы». Понимаю, как это трудно, ведь на этом противостоянии фактически построена в последние годы борьба между БЮТ и ПР. Определенным образом нужно заменить слово «борьба» на «сотрудничество», ведь в лозунгах как ПР, так и БЮТ присутствуют элементы социально-демократического направления. Понимаю, что некоторые из них чисто декларативные, но оппозиции нужно их поддерживать, а не преодолевать, и если власть будет отказываться их выполнять, то это явно будет в интересах оппозиции, что ей, в конечном итоге, зачтется. В качестве подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить последнее заявление Президента на могиле Кобзаря: «В Украине будет единственный государственный язык — украинский». Такое заявление определенным образом идет в разрез с предыдущими о «втором государственном русском». Оппозиции нужно только поддерживать такие вещи, акцентировать на них внимание общества. По моему мнению, при всем моем неприятии «не моего» Президента (что нормально в цивилизованном обществе»), у меня есть ощущение, что г. Янукович постепенно начинает понимать, что уже не является лидером только Партии регионов (то есть части Украины), а является Президентом всей Украины.
Наблюдая в последние годы за борьбой г. Тимошенко, я отмечаю определенный мировоззренческий прогресс в ее убеждениях. То есть г. Тимошенко приходит к пониманию этнонационалистического развития Украины, что меня как гражданина и патриота не может не радовать. Общественности, по моему мнению, сегодня п. Тимошенко было бы целесообразнее и умнее позиционировать себя не как непримиримую Жанну д’Арк, а как Женщину, Хозяйку, Распорядительницу, которая хочет навести мягкой женской рукой порядок в доме — Украине. Поэтому, соответственно, и политика ее в отношении власти должна была бы носить такой характер.
По моему убеждению, сегодня оппозиция во имя демократического будущего Украины должна взять на себя неблагодарное дело: формирование принципов цивилизованной европейской оппозиции.
Выпуск газеты №:
№53, (2010)Section
Почта «Дня»