Еще раз о любимой песне Григора Тютюнника

Отзыв на статью Анатолия ЧЕРНОВА «Он рисует словами» к 80-летию со дня рождения Григора Тютюнника
Материал А. Чернова — интересный, познавательный, хотя и чувствуется, что автор лично не был знаком с Г. Тютюнником. Потому что в конце статьи А. Чернов пишет: «А еще Григор Михайлович любил петь. Его любимой песней была «Летіла зозуля». В потверджение этих слов автор статьи приводит слова писателя и ученого Г. Штоня: «В его исполнении это был, говорят, шедевр, который легко представить каждому, кто слышал грудное его произношение, оркестрованное интонациями, щедро разбросанными в его же рассказах».
Следовательно, и Григорий Штонь не слышал пения Г. Тютюнника. Иначе не писал бы: «... это был, говорят, шедевр...».
Вот и я, извините, не знал, как Григор пел — «Летіла зозуля», потому что очень сомневаюсь, пел ли он ее вообще. Ведь любимой его песней была — «Летить галка». Припоминаете? «Летить галка через балку, літаючи кряче...» Григор Михайлович не раз говорил об этом в компании (а мне, кстати, приходилось бывать в этой компании).
Когда-то, еще при Союзе, я часто ездил изо Львова, а в потом и Хмельницкого, в Киев. То на писательские заседания (какое-то время я возглавлял Хмельницкую областную организацию СПУ), то на семинары, проходившие в столице, а еще чаще — в Ирпени, в писательском доме творчества. Так было и в случае, о котором сейчас пишу. Конечно, что это был за семинар — не вспомню сейчас. Зато до сих пор помню, как возвращались мы из Ирпени в Киев в полупустой электричке. В вагоне — только Григор Тютюнник, прозаик Николай Стеблина и я. Через проход, немного сзади, восседает Олесь Бердник, закрыл глаза, склонил убеленную сединой голову на грудь, он тогда избегал каких-либо компаний (хоть на том семинаре, буквально час назад, вдохновенно выступал с лекцией об индусских махатмах, о йогах, которые, по его словам, жили по 400—500 лет каждый!). А Григор говорит в этот момент: «Ну что, ребята, споем? Тихо, в три голоса, начнем с моей любимой...» И начинал:
«Летить галка через балку,
Літаючи кряче.
Молодая дівчинонька
Ходить гаєм, плаче».
Николай Стеблина ведет тенорком, я беру вторым голосом, то есть баритоном, у Григора тоже баритон, но он поет третьим голосом, потому что и партия его третья, самая низкая, самая тяжелая для исполнения.
Олесь Бердник поднимает пышноволосую голову, прислушивается. Очевидно, забыл в этот момент об индусских махатмах и йогах. Вероятно, вспомнил, что он тоже украинец.
Я мог бы еще кое-что рассказать о Григоре, первом редакторе моей первой книги в «Молоді», но речь не обо мне, а о любимой песне Григора (кстати, недолго Тютюнник считался редактором моей книги, его тогда же уволили из издательства «Молодь» за «укр. бурж. национализм», так что официально редактором считался Иван Кирий).
Так что с песни начал — песней и закончу.
Когда я вернулся в Хмельницкий, то еще под впечатлением нашего трио открыл сборник украинских народных песен в обработке знаменитого украинского баяниста Николая Ризоля на странице 31-й. Над названием «Летить галка» написано моей рукой: «Любимая песня Григора».
Для музыкантов могу добавить: ноты ее написаны в тональности ми-минор.
Выпуск газеты №:
№18, (2012)Section
Почта «Дня»