Этика верующих и авторитет Церкви
Уважаемая редакция газеты «День»!
Вы — едва ли не единственная из газет, где постоянно печатаются аналитические материалы на религиозно-церковные темы, за что мы вам очень благодарны и хотим поделиться некоторыми размышлениями в отношении этики межконфессиональных отношений и поведения самих верующих и священнослужителей.
В Украине за годы независимости произошло религиозное возрождение. Отстраиваются храмы, молитвенные дома, открываются все новые духовные учебные заведения, выходят церковные издания — газеты, журналы, книги, в специализированных магазинах и киосках можно приобрести любую церковную атрибутику. Но все это, так сказать, — внешняя сторона религиозного возрождения. А переместилась ли религия с периферии сознания граждан, воспитанных во времена атеизма, в сферу внутренней моральной потребности? К сожалению, повседневная практика свидетельствует, что религия стала своего рода модой, а не внутренним моральным регулятором поведения человека. Наблюдается своего рода мимикрия. Любовь к Богу и Родине, честность перед Богом и людьми, смирение, неприятие греха в любом проявлении, кодекс моральных предписаний и этических норм — вот сжатый перечень предписаний Евангелия как нормы поведения каждого человека, а тем более — священнослужителя. Не всегда, однако, люди, даже духовные, руководствуются этим кодексом. Это в идеале.
Действительность, к сожалению. оказывается другой. Вот, например, на некоторых улицах Киева установлены билборды с изображением Патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета с надписью «Время возрождать религиозную веру». Возрождать веру (а не только возрождать храмы) — действительно время. Однако кто-то эти билборды (как, например, на улице Кутузова г. Киева) до неузнаваемости повредил.
В средствах массовой информации время от времени появляются сообщения о неблаговидных поступках не только рядовых верующих, но и священнослужителей различных уровней, различных конфессий, которые в своих проповедях наставляют мирян на благочестивые действия, а в реальной жизни совершают аморальные поступки. Все это горько осознавать, поскольку для таких людей религия частенько является ширмой, прикрытием неблаговидных поступков.
В такой протестантской деноминации, как адвентисты седьмого дня, характерной чертой которой является распыленность по всей стране, а не концентрация в отдельных регионах, в молитвенных проповедях звучат установки учить детей евангельским истинам в воскресных конфессиональных школах, творить добро, быть честным и справедливым. Однако эти установки противоречат морали тех, кто проповедует. Вот, например, как это случилось с одним из почтенных членов этой церкви. В официальном сообщении ГАИ Винницкой области отмечено, что он, будучи за рулем своего автомобиля, сбил жителя поселка Комсомольское, который сразу же умер. Случилось неожиданное? Возможно. Но покаялся ли этот служитель церкви за свой поступок перед паствой, снял ли он свой грех покаянием перед родственниками погибшего? К сожалению, — нет. Он сделал все, чтобы избежать какой-либо ответственности.
Другой пример. В Ровенской области в селе Милостив есть Свято-Троицкая церковь, которая принадлежала УПЦ (Московского патриархата). Почему принадлежала? Потому что теперь она бесплатно передана (нам, правда, неизвестно, чьим распоряжением) религиозной общине УПЦ Киевского патриархата. Верующие церкви УПЦ (МП) подали жалобу в Высший хозяйственный суд Украины, который остановил выполнение постановления Киевского апелляционного хозяйственного суда. Однако на это никто не обратил внимания. В конечном счете страдают верующие, потому что это создало межконфессиональную конфликтную ситуацию, вражду и неприязнь между верующими обеих церквей.
В сталинские времена священнослужители, вера для которых была сутью и смыслом жизни, были уничтожены. В советские времена они преследовались. Сейчас существует новая генерация служителей церкви, которые должны быть везде и во всем патриотически настроенными. Демократические принципы в государстве содействовали тому, что религия стала одним из важнейших факторов духовного воспитания. Однако, как свидетельствует практика, кадровый корпус священников различных конфессий часто не является образцом как для верующих граждан, так и для неверующих. В некоторых православных, католических, протестантских общинах, в общинах харизматичных церквей распространяется, например, такое: пожертвования верующие дают, а церковное руководство в своих отчетах эти суммы не указывает. Вот почему падает авторитет Церкви. Хотя негативные факты не являются массовыми, но они разительные, отрицательно влияют на духовную воспитательную миссию Церкви среди граждан.
Выпуск газеты №:
№140, (2005)Section
Почта «Дня»