Перейти к основному содержанию

Флюиды рынка должны пронизывать общество

07 апреля, 00:00

Вы часто печатаете отзывы предложения, замечания читателей о вашей газете, и даже стали кооптировать их в авторы. Ну, а для читателей замечания — это повод обратить ваше внимание на свое изложение.

Приятно, что мы имеем в Украине такую газету, как ваша. Мы — это воспитанные в застойные времена на джентльменском наборе: «Известия», «Литературная газета», «Спортивная газета», «Новый мир», «Наука и жизнь», «Иностранная литература». Как нам объясняют сейчас — «время было мерзопакостным», но интерес к прессе был. Женщины на работе обсуждали «подвалы» незабвенной Татьяны Тесс.

Но новые темы придумала жизнь. Это и темные страницы прошлого, и сексуальная революция, и компромат, и еще много чего. Не всегда пресса была на высоте. Как написала в одной из статей Лариса Ившина: «Самое тяжелое было — перелезть через желтый забор». Боюсь, что испытания не закончились. Едва ли не большее мужество теперь требуется, чтобы назвать черное черным, а белое белым, да и другие цвета и полутона видеть. Раньше как? Надо было плохо отозваться о прошлом, сказать несколько раз «рынок», сказать, что вы за демократию, — и все видят, что вы действительно демократ. Но все труднее стало списывать «негаразды» на прошлое и винить во всем «левых», да и жить бы пора лучше. Значит, пора платить по «гамбургскому счету».

Вы видели, как женщина, скажем так, «бальзаковского возраста» смотрится в зеркало? Она не льстит себе, не паникует, хотя и замечает то, чего другие не видят; видит, что можно выгодно подчеркнуть, — совершенно трезвый взгляд на себя. Наверное, мы так же должны взглянуть на наши дела, на состояние экономики, на необходимые шаги. Конечно, с точки зрения позитивного мышления, мы должны прежде всего концентрироваться на положительных моментах, хоть на каких- то достижениях. Таким зеркалом для нас должны быть общественное сознание, пресса.

В «Дне» кое-что заметно. Ближе всего выдвинутым требованиям отвечают отчеты о концертах, других событиях культурной жизни. Пишут профессионально, просто, интересно. Слабее — о политике. Еще слабее — об экономике (но это проблема не только «Дня»). Почти отсутствуют репортажи. Да, еще статьи Клары Гудзик, перед которой я снимаю шляпу. Поместили статью и интервью коммуниста Крючкова. Тем самым «День» отвечает на запросы дня.

Об экономике. Академик Ю. Пахомов сообщил, что мы отказались от идеи «вашингтонского консенсуса» и теперь идеологически находимся в экономическом тупике. Запоздали мы с признанием очевидности. Этому, правда, есть политическое оправдание. После обретения независимости мы должны были «заложить глубокий вираж» в сторону Вашингтона, чтобы как-то нейтрализовать территориальные притязания соседа (Крым, Севастополь). Теперь для баланса мы повернулись и в сторону Москвы (Крым потерял остроту оголенного нерва).

Один из читателей призвал «День» предоставить страницы для выработки новой экономической идеологии, так сказать, общими усилиями. В общественном познании такой начальный период называется чувственно-конкретным. Это тот период, когда все делятся своими впечатлениями, мыслями и т.д. Конечно, в них присутствуют те стержни, на которые нанизывается жизнь. Постепенно они уясняются, кристаллизуются, становятся понятиями. Жизнь вовлекает в свой оборот новые понятия, и они становятся нашими инструментами. Это все: «ваучер», «рынок», «дать на лапу», «крыша» и т.д. Как говорили в старину — «Что наша жизнь — коловрат умственных категорий».

Современная культура значительную часть этого «коловрата» замыкает через СМИ. Современное состояние нашей экономики — это результат доктрины Бурбулиса—Потанина. Занять внимание той части общественного сознания, в формировании которого принимают участие СМИ, иностранными эротическими фильмами (тогда это называлось «избежать излишней политизации общества»), а самим за это время соорудить рынок... Увы. Флюиды рынка должны пронизывать всю толщу общества, стать основой повседневной жизни, общения.

Ну а как же с необходимой нам идеей? Судя по бывшим радиотрансляциям сессий Верховной Рады, у правительства есть какая-то математическая модель, она описывает ту часть экономики, которую мы называем реальной. Еще что-то такое есть у Национального банка. А то, что называется теневой экономикой, потому и теневая, что функция «вход-выход» не известна («черный ящик»). При чем здесь «вашингтонский консенсус»? Фиксируя вход и выход «черного ящика», можно составить функцию его поведения. Ну и кто же это допустит? Есть еще выражение другого классика вышеназванного псевдоучения: «Если есть общественная потребность, то она двигает науку сильнее, чем десять университетов». Видать, такой потребности у общества нет.

А «День»? В нем преобладают аналитические статьи. Построение же нужной теории находится, как мы видим, на стадии чувственно-конкретной. Нужны статьи непосредственных участников экономического процесса (предпринимателей, торговцев, рабочих и т.д.).

Например, из нескольких интервью с предпринимателями в вашей газете ясно, что без «крыши» новое предприятие не создашь. И напрасно госпожа А. Кужель уверяет, что развитие мелкого предпринимательства душат высокие налоги и пожарные инспектора. Все схвачено.

Ну и о последних событиях. Из сказанного ясно, что премьер- министр стремится сузить ту часть экономики, где создание экономической теории невозможно в принципе, и расширить реальную часть. И здесь есть объяснение привязанности его к Ю. Тимошенко. Для премьера она была сталкером для действий в той самой непредсказуемой части экономики. Я думаю, мы должны хорошо относиться к Ющенко, все- таки стабильная гривня — факт налицо.

А основу современной политической нестабильности заложили, на мой взгляд, во время приснопамятной «спикериады», где либералы спокойно шли на ликвидацию демократической ветви власти — парламента.

Можно взглянуть на теперешний кризис и с экономической точки зрения. Апологетов либерализма тревожат успехи китайской экономики. В соревновании экономик не может устоять перед США никакая другая открытая экономика, поскольку американская накопила несравнимые финансы, банк новых технологий, другие ресурсы. Есть, конечно, вызов — это Китай. Поэтому нас так настырно «тыкаю носом» в «вашингтонский консенсус». Как говорится, спасибо за марципаны, у нас уже начинают открываться глаза.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать