Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гора Казни требует взаимопонимания

Меня тревожит мое польско-украинское прошлое
22 февраля, 20:03

Я — львовянин. Каждый будний день, уже более полувека, прохожу мимо памятника Теофиля Вишневского на горе Казни. В детстве я здесь спешил в школу, а по окончании института более 40 лет эта дорога проводит меня к месту работы, которая находится близ школы, где я учился.

Теофиль Вишневский был одним из руководителей польского освободительного движения и был казнен на этом месте более 160 лет назад. Казнь польского национального героя, который отдал свою жизнь за освобождение Польши от оккупантов, осуществила австрийская власть. А почти столетие до того польская власть казнила здесь гайдамаков-украинских повстанцев, которые добывали в борьбе право украинцев жить самостоятельно на своей, много тысячелетий назад Господом подаренной им земле. Эта гора Казни, где тогдашняя власть традиционно казнила оккупированных ею своих воинственных оппонентов, расположена в 20 минутах неспешной ходьбы от Львовской оперы, в окружении улиц Клепаровской и Золотой, немного выше известного Краковского рынка.

И уже много лет, проходя мимо этого ужасного места, я мысленно молюсь: «Господи! Помилуй души казненных за любовь к своей Отчизне!» Этой молитвой я, как украинец с частью польской крови, прошу у Бога прощения за своих украинских и польских пращуров, которые вместо того, чтобы гармонично, по-соседски и по-христиански развиваться, совместно творить Богоугодную действительность, веками ненавидели и истребляли друг друга. Так было во времена «огня и меча», так продолжалось в гайдамаччину и две ожесточенные войны двадцатого века.

Меня тревожит мое польско-украинское прошлое. Мне больно, когда, посещая Лычакивское и Янивское кладбища, где похоронены мои родители и деды и многочисленные родственники и знакомые, вижу могилы украинских сечевых стрелков и молодых польских орлят, которых судьба сначала настроила убивать друг друга, а позже, убиенных, разместила в ближайшем соседстве, возможно, для того, чтобы они с укором и сожалением пожизненно созерцали друг друга...

Поэтому хочу обратиться к высокому польскому духовному и светскому проводу, который имеет более чем тысячелетний опыт государствообразования. Хочу обратиться прежде всего к представителям польской духовной культуры, которая подарила цивилизации одного из величайших моральных авторитетов за всю историю человечества — Святейшего Папу Ивана Павла II. Обратиться со следующим.

Я не могу смириться с тем, что значительная часть моих соседей-поляков считает мой народ своим врагом... Ведь мы, украинцы, тоже испытали много бед от поляков. Много веков мы были разорваны Польшей и Россией и были подвержены как религиозным, так и политическим и экономическим притеснениям. И, как по мне, львовянину, пращуры которого много веков прожили в Галичине, галичане-украинцы, находясь почти все это время под польской властью, должны чувствовать некоторую жалость к полякам. Ведь в составе Конфедерации, при надлежащих религиозных и политических свободах, украинцы могли совместно с поляками создать сверхмощное славянское государство, где бы мы поныне проживали во взаимной любви, почитая и выполняя Законы Божьи.

И добрым примером для подтверждения этой нашей утраченной возможности является феномен представителя высшей аристократической польской культурной и религиозной среды — Митрополит Андрей Шептицкий. Об этом хорошо написал в своем предисловии к польскому изданию книги Юлиана Бусганга «Митрополит Шептицкий» один из моральных авторитетов Украины Мирослав Маринович, десятилетний узник ГУЛАГа, вице-ректор Украинского католического университета:

«У моральному калібрі особи Шептицького, у його опорності до спокус багатства і влади, у його глибинному аристократизмі я особисто відчитую кращі впливи польського шляхетського і католицького виховання. Для занапащених у той час українців лідер з такими рисами був справжнім «світлом для просвіту» (Лк.2:32) народу. Тому ми, українці, маємо вдячно визнати: святість братів Андрея та Климентія Шептицьких з’явилась не «з повітря», не з того лише моменту, коли вони присвятили себе плеканню Божого духу в українському народі та його Церкві, а також із глибинних Божих джерел польської релігійної та світської культури. Отож хай буде вона благословенна бодай за те, що виліпила їхні душі для сповнення їхньої місії!»

Поэтому пусть пример великих личностей Папы Ивана Павла II и братьев Андрея и Климентия Шептицких станет добрым ориентиром в XXI век лидерам польской культуры относительно создания в польской среде искреннего добрососедского отношения к украинцам, чтобы наши народы получили реальную возможность плечом к плечу противостоять всем цивилизационным вызовам такой сложной современности.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать