Гуманизация образования: всегда ли во благо?
Сегодняшнее направление на гуманизацию образования оттолкнуло физику на маргинес. Большое количество высших учебных заведений даже отказалось от вступительных экзаменов по физике, не в последнюю очередь и из-за того, что уровень знаний по этой дисциплине резко снижается и, оценивая их при вступлении, можно остаться без значительного количества студентов. Образование теряет учителей-специалистов, выпускники школ все меньше получают знаний и навыков, помогающих понимать окружающий мир, а поэтому целый ряд гуманитарных дисциплин, таких как биология, экология, география и тому подобные превращаются в набор правил, предписаний, лозунгов, внутренняя сущность которых непонятна.
Не нужно забывать, что физика была первой гуманитарной наукой и оставалась ею больше двух тысяч лет. Только начиная с Галилея, и особенно Ньютона, она постепенно становится той наукой, к которой мы сегодня привыкли. Но еще в 1708—1709 годах Феофан Прокопович прочитал студентам Киево-Могилянской академии цикл лекций «Натурфилософия, или физика». Аристотель понимал под изучением природы (на греческом physis — в латынской транскрипции) изучения любых явлений, в том числе и биологических. А Феофан Прокопович в упомянутых лекциях отмечает: «Во-первых, под природой понимают самого Бога. Например, Сенека легко присваивает ему название природы, когда говорит, что она является не чем иным, как Богом... Наконец, названием «природа» пользуются для определения рождения живого. Так ее толкуют как греческие, так и латинские авторы, что является для них важнейшим и общим. Потому что в греческом языке «physis» происходит от глагола «рожать», а в латыни «natura» — от «рождаться».
Почему же важно изучение физики в наше гуманитарное время? Дело в том, что физика прошла наиболее длинный путь развития гуманитарной науки и ее принципиальные основы являются образцом для всех наук, в том числе и гуманитарных. Возьмем пример четкого определения явлений, величин, единиц, моделей и всего прочего в физике. В философии, социологии, психологии эти определения не проще, наоборот, физика учит принципам определения и составления словарей на наиболее простых примерах. В упомянутых лекциях Прокоповича «определение — это предложение, раскрывающее природу предмета».
А сам принцип или алгоритм физических исследований, — разработка методики эксперимента, четкое его проведение и анализ результатов! Сколько заминок именно из-за этого было в биологии, социологии, политологии? Какая наука может обойтись без этого? Все это формируется при изучении простейшей науки — физики. Да, физика является простейшей наукой, а ее сложность в том, что она, пройдя полный путь развития, широко пользуется математикой. Другие науки, особенно гуманитарные, в этом плане находятся в начальной фазе, но они обязательно будут развиваться в этом направлении. Уже сейчас они все шире пользуются математическим аппаратом для оформления определенных закономерностей. А образцом является физика.
Эти размышления подтверждает жизнь. Ведь именно физик, автор многих учебников, академик АПН Украины С. Гончаренко еще в 1994 году впервые поднял вопрос о гуманизации образования. К гуманитарным вопросам пришел и другой автор учебников по физике К. Корсак. «Технарь» В. Иващенко ведет в НТУ «КПИ» драмкружок и пишет проницательные стихи. Много примеров дает и Россия, например есть смысл начать с наиболее известного гуманиста конца ХХ в. Андрея Сахарова. В. Фабрикант изучал колористику старинных икон, а Б. Раушенбах объяснил необычную для нас «обратную перспективу» на иконах. Такие примеры можно продолжать, и это не случайность, а скорее закономерность. С особой гордостью мы можем вспомнить украинца Ивана Пулюя, стоявшего у истоков открытия будущих рентгеновских лучей и одновременно работавшего над украинским переводом Библии.
Уменьшение часов на изучение физики и математики нанесет удар не только развитию естественных и технических наук, но не даст возможность глубоко усваивать и развивать гуманитарные науки. Давний спор «физиков» и «лириков» безоснователен, потому что изучение грамматики, логики, риторики помогает в познании физики, а строгий физический аппарат исследований помогает «гуманитариям» развивать свои науки. Особенно это касается школьного курса элементарной физики, который во многом может быть отнесен к гуманитарному циклу. Этот курс можно использовать, для примеров в наиболее разнообразных, сугубо гуманитарных дисциплинах — истории, основ латыни и греческого языка, политологии и социологии, географии и биологии.
В заключение приведу цитату из постулатов ХIV в. упомянутого на страницах «Дня» (№93) Парижского университета: «И так как грамматика, логика, физика и прочие первичные науки есть путь и основание ко вторым, более высоким знаниям, устанавливаем и предписываем, что никто не должен допускать к степени бакалавра канонического права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он ни слушал декретов и декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд в начальных знаниях».
Думаю, что такие принципы нельзя отнести к «традиции абсурда» (изречение Евгения Зарудного в «Дне», №93), наоборот, абсурдом является противоположное. Вот и получается, что мы, не задумываясь, сохраняем абсурд по форме (классно-лекционно-урочная система), но очень легко доводим до абсурда сущность проблемы.
Выпуск газеты №:
№128, (2003)Section
Почта «Дня»