Именины рояля
Сто пятнадцать лет назад в прихожей квартиры, где жила семья Николая Лысенко, появился рояль фирмы «Блютнер», который, как и остальные инструменты в доме и по соседям — Косачи, Старицкие, — композитор сам выбирал и настраивал. «Именины» можно было бы воспринять как такой себе кунштюк музейников, если бы в этот февральский день не состоялось другое знаменательное событие — на мемориальном инструменте должна была играть Ирина Рябчун.
Замечу, что такие концерты в стенах, слышавших игру самого композитора, который здесь сочинял эту музыку, на этом самом рояле, — это явление и чувство, которые невозможно описать. Нечто подобное я пережил всего дважды в жизни — в музее Александра Скрябина в Москве и в одном из замков, когда камерный оркестр исполнял произведения Моцарта, а мы через окна-бойницы созерцали зеленые холмы Тюрингии.
На этот раз я благодарен берегине музея Николая Лысенко — Роксане Скорульской, которая вдохновляет и создает подобные импрезы. Нас — слушателей — было что-то около двадцати человек. Наверное, самой глубокоуважаемым из них была профессор Рада Лысенко — внучка композитора. Да, должно было произойти что-то чрезвычайное, и оно произошло!
Ирина Рябчун с отличием закончила Киевскую консерваторию. Работала в Институте культуры, в Доме органной музыки. А потом — перемены в личной жизни забросили ее в Грецию (1992 — 1998 годы). Тут развернулась ее концертная деятельность, приблизительно из 50 программ, выступления на крупнейших сценах Афин, острова Крит. При этом она не ограничивалась произведениями украинских композиторов, но отдавала должное творческому наследию Ф. Шопена, С. Рахманинова, О. Скрябина, знакомила слушателей с произведениями современных греческих композиторов. В частности, едва ли не единственная в мире исполнила все произведения Димитриса Капсоменоса.
Вернувшись на родину, она под руководством профессора Игоря Рябова работала над диссертацией. А вот в 2000 году уже в Джакарте выступала с сольными концертами в главных залах Индонезии и на телевидении. Тогда же начинает экспериментировать с сопровождением музыкального исполнения цветным светом. В январе 2004 года Ирина Рябчун дала серию концертов в самых престижных залах Дели.
Очевидно, еще в Греции, за что ей присудили медаль Греческого педагогического общества, госпожа Ирина начала практиковать вступительные рассказы о времени и мотивах создания исполняемых ею произведений, добавлять комментарии о стиле и особенностях тех или иных музыкальных пьес.
Готовясь к «именинам», музей организовал небольшую выставку, посвященную артистической деятельности нашей гости, — афиши, программки, буклеты, газетные вырезки на разных языках, фотографии, компакт-диск.
И тут я задумался. Что мы знаем об Азии — огромный континент с миллиардами людей, населяющих его? Судя по медиа — сплошные войны, терракты, эпидемии. Но ведь там есть высокие технологии — компьютеры, ракеты, ядерное оружие! Там адекватно воспринимают произведения современного и старинного искусства Запада. Как рассказывала госпожа Ирина, в Дели с восторгом приняли сонату a-moll Н. Лысенко и были весьма удивлены, услышав, что ее редко исполняют в Украине.
Представьте себе, высокая, стройная, молодая женщина в национальном костюме выходит на сцены столиц Азии и несет слушателям слово и звуки музыки своей Родины. И так из года в год без единого упоминания дома. «Нам своє робить»?
И этот недавний блестящий, уникальный концерт в историческом месте не был зафиксирован ни на аудио, ни на видео — дань нашей бедности. Жаль!
Еще Ирина исполнила Запорожский марш (d-moll), прокомментировав, что композитор пытался таким образом увековечить нашу военную славу.
А в завершение прозвучал Меланхоличный вальс (№ 1, h-moll), и здесь мне явилось чудо искусства. На какую-то минуту я как будто перенесся на рубеж ХIХ и ХХ веков, время сецесии, когда в этих стенах раздавались голоса членов «Старої громади», слышались шаги Елены Пчилки и Леси Украинки, когда разгоралась звезда национального возрождения. Не все случилось так, как думалось, но и не все забылось! Уловить и передать замысел-ощущение композитора — это и есть вершина творчества музыканта-исполнителя!
Говорилось об этом, в частности, и во время неформального обмена мнениями. Рада Остаповна отметила, что чуть ли не впервые присутствует на концерте, который целиком состоял из произведений Николая Витальевича. Бывало, для проформы искатели различного рода знаков отличия включали в программы отдельные произведения композитора и формально их исполняли. А чтобы так — с трепетом и любовью — трудно вспомнить.
Было высказано и мнение, что композитор всю жизнь в своем творчестве пытался сочетать украинский мелос с традициями музыки Запада. Он уже тогда вел нас в Европу. Сейчас это опять звучит актуально. Вот только не завязнуть бы в разговорах!
Выпуск газеты №:
№31, (2004)Section
Почта «Дня»