Интересный вопрос из прошлого
Глубокоуважаемый коллектив «Дня»! Заинтересовал меня краткий рассказ Николая Хриенко о чернобыльце Владимире Озерском, единственном участнике ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на весь Нижнеколымский район Якутии («День» №75—76). Заинтересовал не только потому, что в нем идет речь о довольно интересном человеке с необычной биографией, а еще и потому, что в этом районе, именно в поселке городского типа Черский, я работал в 1962—1964 гг. инженером-синоптиком в аэропорту. Конечно, зачастую бывал и в Зеленом мысе. Кстати, тогда это была территория Магаданской области, а Черский (в трех километрах) территориально относился к Якутии.
Тот край запомнился мне на всю жизнь. Суровая, но замечательная природа. Это единственное место во всей огромной тундре Российской Федерации, где лес доходит почти до самого побережья Ледовитого океана (вдоль Колымы). В лесу — тьма грибов. Но красивее всего — небо. Особенно когда на нем сверкает северное сияние. И все же, находясь в Заполярье, я ни одного дня не прожил без мысли об Украине. Идешь, бывало, по Колыме в Зеленый мыс (там в магазинах с пищевыми продуктами было лучше, чем в Черском, потому что Магаданская область — это же край золота) в апреле, мороз — 35 градусов, и вдруг вспомнишь, что в Украине уже абрикосы цветут. Или... припоминаю такой факт. 19 мая было 19 градусов мороза. Вышел я из синоптического бюро вдохнуть свежего воздуха, глянул на солнце — и внезапно мысль: «Господи, а на моей Родине уже яблони отцвели!»
Есть что вспоминать о том крае — хватило бы, по-видимому, на целую книгу. И сколько живу — ничего не забывается. Да и как забудешь, например, такой случай. Один знакомый молодой якут из Черского, лейтенант городской милиции, как-то под хмельком бросил мне вот такую фразу: «Это наша земля! А вы, русские, пришли сюда. Кто вас звал?» От неожиданности я сначала оцепенел. Потом начал растолковывать моему визави, что я не русский, а украинец и, собственно, то же могу сказать относительно своей родной земли. Но он никак не мог раскумекать разницы между украинцами и россиянами, потому что мы все, кто прилетел туда из Большой Земли, разговаривали исключительно по-русски. Конечно, я никому тогда об этом не рассказал.
Вот бы узнать, что по этому поводу думает Владимир Озерский, бывший чернобылец и афганец, и как к нему относятся якуты, местные жители. И вообще, не гуляет ли сегодня такой вопрос на пространствах Зауралья? Не слышал ли его Николай Хриенко?
Выпуск газеты №:
№78, (2012)Section
Почта «Дня»