Перейти к основному содержанию

Испытание собственностью...

Закон №1565 демонстрирует, как власть не хочет решать собственные проблемы и перекладывает их на владельцев жилых домов
06 августа, 20:08

Спиноза считал, что «цель государства — свобода», а Ленин — что «государство — это аппарат насилия». Если в эту условную систему координат ввести для проверки тот или иной закон, то можно установить не только направление, в котором двигается государство, но и то, в чьих руках оказалось государство и кому оно в этот момент служит. И ЗУ «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который был принят 15 мая  э. г., — наглядное тому подтверждение. Он демонстрирует, как государство, перекладывая свои проблемы на совладельцев многоквартирных домов, создает им новые.

НАПРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ

Пунктом 1 раздела 9 Коалиционного соглашения предусматривалось разработать и принять закон о «Предоставлении владельцам жилья механизмов для эффективного управления и обеспечения жилья качественными услугами».  Такая цель была понятна и полностью отвечала надеждам общества. Поскольку в условиях переходной экономики владельцам частного жилищного фонда все еще приходилось с немалым напряжением реализовывать свои права в условиях бывшей несвободы.

Чтобы покончить с таким двойственным положением и завершить приватизацию, оставалось только сделать владельца — реальным, а не номинальным хозяином. Для этого государство должно было передать владельцам квартир вместе со подсобными помещениями отремонтированный дом или средства на его ремонт, а те должны были взять на себя бремя содержания имущества. Ведь только после этого можно было перейти также к реформированию рынка жилищно-коммунальных услуг на условиях рыночной экономики. Поэтому государство всячески поощряло владельцев к созданию объединений совладельцев многоквартирного дома (в дальнейшем ОСМД)

В то же время чиновники постоянно медлили с выполнением обязательств государства, каждый раз ссылаясь то на финансовые трудности, то на нехватку политической воли, распродавая по коррупционным схемам подсобные помещения. Поэтому те, кто решился на создание ОСМД и взял дома на баланс, преимущественно оказались в непростом положении. И поэтому окончательный переход прав собственности на многоквартирные дома на полпути замер.

Чтобы выйти из патовой ситуации, государство в одностороннем порядке пошло и на нарушение действующих законов, и на отказ от своих обязательств. Так, вместо  закона о «Предоставлении владельцам жилья механизмов для эффективного управления и обеспечения жилья качественными услугами» и появился законопроект №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (в дальнейшем ЗП 1565), которым  государство перекладывало невыполненные обязательства  на  владельцев квартир. Метод простой: кто не хочет  создавать ОСМД и брать дом на баланс без выполнения обязательств государством, тому государство урезает права и назначает частную управляющую компанию. А само выходит из игры, не спрашивая на это согласия у тех, кого бросает.

В то же время данный закон уравнял в правах с владельцами квартир и рейдеров, которые завладели их подсобными помещениями. Он наделил их правом голоса в многоквартирном доме, которое отныне будет осуществляться  по принципу «один квадратный метр общей площади — один голос». При величине площадей незаконно захваченных подвалов и чердаков, которая измеряется  сотнями квадратных метров, рейдеры получают реальные преимущества над владельцами квартир при решении вопросов управления собственностью многоквартирных домов. А это создает угрозу дальнейшего рейдерского передела частного жилищного фонда. Этим нарушается действующая норма закона, которой предусмотрено обязательное согласие всех совладельцев многоквартирного дома (консенсус) на управление совместным имуществом независимо от величины  принадлежащих им частей, которая имеет признаки дискриминации по имущественному признаку.

Так в законопроекте №1565 объединилось несовместимое — частная собственность с кабалой.

ВЛАСТНЫЙ САБОТАЖ

Общественный совет при ГУМВД Украины в Киеве еще на этапе подготовки к рассмотрению этого проблемного законопроекта во втором чтении направил Президенту Украины, Председателю ВР Украины, Генеральному прокурору Украины, Уполномоченному ВР Украины по правам человека и другим должностным лицам открытое письмо с подробным перечнем всех нарушенных в нем статей Конституции и законов Украины и просил ни в коем случае не допустить его принятия. Однако это письмо в сущности никем не рассматривалось. А требования глав ОСМД, ЖСК и ОСН, которые устраивали акции протеста,  входили в состав рабочей группы по разработке законопроекта и требовали привести его в соответствие с Конституцией и законами Украины,  не были учтены. Как сказала заместитель председателя Комитета ВР Украины по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунальных услуг член партии «Самопоміч» Алена Бабак, законопроект №1565 будет приниматься в сессионном зале не по результатам его проверки на соответствие Конституции и законам Украины, а по результатам голосования: как большинство проголосует, так и будет, поэтому, мол, и дискуссия по этому поводу неуместна. Выходит, право — это иллюзия?! А ситуативное заинтересованное большинство — это все?!

ПЕРВЫЕ ЗВОНОЧКИ

В конце июня постоянная комиссия Киевсовета по вопросам градостроения, архитектуры и землепользования приняла решение направить на сессию Киевсовета проект постановления «О дерегуляции и упрощении порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые в городе Киев», которым планируется перевести в нежилой фонд квартиры, расположенные на 1-2 этажах многоквартирных домов. А 23 июля депутаты Киевсовета за него уже и проголосовали. Теперь согласия всех жильцов многоквартирного дома на перевод жилых помещений  1-2 этажей в нежилые в Киеве не будут спрашивать. А выведенные из жилого фонда в нежилой (читай, под новые коммерческие учреждения) квадратные метры квартир 1-2 этажей начнут «работать»  против законных владельцев квартир так же, как и квадратные метры захваченных рейдерами подсобных помещений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

На примере принятия ЗП №1565 и постановления «О дерегуляции и упрощении порядка перевода жилых домов и жилых помещений  в нежилые в городе Киев» можно сделать выводы о том, что правового государства, цель которого — свобода,  а собственность как ее основа — нерушима, у нас еще нет, а законы не являются продуктом общественного договора.  Рейдеры, которые незаконно завладели частью жилищного фонда многоквартирных домов, фактически данным законом узаконились и приобрели решающие права управлять крадеными квадратными метрами еще и жилищным фондом многоквартирных домов. А владельцы управляющих компаний приобрели право эксплуатировать владельца.

Как же при таком нормотворчестве, где все решает большинство, быть с правом? Конституцией? Законами? Анализ вынуждает констатировать, что Право в Украине — это пока что такая же иллюзия, как и собственность. Потому что сегодня они есть, а завтра случайное ситуативное большинство, которое подменяет право голосованием, их возьмет и отменит. Право и голосование большинством — вещи не тождественные. И поэтому нам крайне необходимы не политические игрища, не хаотическая борьба корыстных интересов, а забота политиков-государственников о тех фундаментальных благах, ценностях и свободах, которые дарит лишь непоколебимое верховенство права над любым большинством, ситуативно созданным политическими игроками.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать