История – против мифов
Как во время Второй мировой так называемые бандеровцы спасли от концлагеря группу русских, белорусов и украинцев из восточных областейВот уже два года охвачен войной Донбасс. Почти ежедневно СМИ приносят в наши дома трагические вести о погибших и раненых с обеих сторон этого спровоцированного кремлевскими правителями и их местными прислужниками конфликта. Жертвы ранят сердца наших семей. Отстаивая территориальную целостность государства, Волынь уже потеряла почти 160 своих лучших сыновей, еще 30 — в списках без вести пропавших.
Ситуация складывается так, что до окончания этого так называемого АТО еще далеко. Следовательно, будут новые жертвы. В сознание луганчан и донетчан московские и их местные пропагандисты постоянно вбивают тезис о нежелании Украины принять «мирные» условия урегулирования от марионеток Захарченко и Плотницкого. А еще утверждают о захватнических намерениях Вооруженных сил Украины и киевской хунты. О своих же воинственных планах, продемонстрированных на парадах 9 мая, почему-то молчат. А их мифы о «бандеровцах» уже набили оскомину многим трезво мыслящим людям.
В последнее время я работал в архивах, знакомился с периодикой прошлых десятилетий. Во многих номерах областной газеты (тогда она называлась «Радянська Волинь») натыкался на материалы о вербовке парней и девушек на шахты Донбасса, строительство заводов, фабрик и жилья. Впоследствии читал и видел фоторепортажи из городов и поселков юго-востока о добросовестном труде волынян — уроженцев Ковеля, Старовижевского, Киверцевского районов, выпускников наших ПТУ и Луцкой школы мастеров-десятников. Мой двоюродный брат Петр Демчук по окончании этой школы работал несколько лет в Харцизске, впоследствии стал студентом строительного факультета Львовской политехники. Строили шахты в Макеевке односельчане Петр Епишко и Иван Хмелевский, а в дальнейшем и работали там. Тысячи волынян, а также выходцы из соседней Ривненщины соединили свою судьбу с Донбассом, сейчас там живут и работают их дети и внуки. На мой взгляд, они должны были бы активнее доносить местным жителям и тем, кто приехал из России, о наших общих ценностях, мирных намерениях, чувстве дружбы «західняків» к жителям востока Украины.
В прошлом году на страницах «Дня» я уже писал о благородных поступках жителей западных областей. Они в 1946—1947 годах спасли от голода сотни тысяч жителей востока, бродивших по селам в надежде получить ломоть хлеба, картофелину или другую еду. Сегодня хочу привести еще один красноречивый пример из далекого прошлого. В Рожищенском краеведческом музее (его я посетил на днях) на стенде, освещающем боевые действия 181 стрелковой дивизии за освобождение этого города, прочитал сообщение о подпольном госпитале. Он работал здесь в начале 1944 года почти месяц. Впоследствии в журналистской записной книжке нашел некоторые детали этого подвига.
Врач дивизии, капитан медицинской службы Перепичаев вспоминал: «23 февраля наш полк под натиском фашистских танков был вынужден оставить Рожище. Подразделения отошли за реку Стырь, где и закрепились. Санитары не успели эвакуировать группу раненых, находившихся в палатах местной больницы. Ночью к ним присоединились еще несколько бойцов. Бои за Рожище длились почти месяц, и почти все это время меня тревожила судьба наших солдат: «Что с ними сделали оккупанты?»
Можете представить радость капитана Перепичаева и командиров подразделений, когда 21 марта они снова отвоевали город. Врач-украинец Владимир Семашко, медсестра-полька Вера Крадецкая передали в медсанбат 19 уже подлеченных бойцов. Медработники рассказали, что их жизни все эти долгие дни и ночи висели на волосках: ведь в больнице они держали военных. Также вспомнили, что пошли на хитрость — за ночь переписали истории болезней этих пациентов, переодели их в гражданскую одежду, а на дверях отдельного блока, где их поместили, прикрепили табличку «Осторожно: тифозные». Во время проверки немцы побоялись туда заходить. Среди технического персонала не оказалось предателей. Проблему с лекарствами и перевязочным материалом помог решить чех Франтишек Фрид, имевший собственную аптеку в селе Переспа...
Вот так, рискуя собственными жизнями, так называемые бандеровцы (а тогда в нашем крае еще довольно активно действовали отряды УПА, и их поддерживало местное население) спасли от концлагеря группу русских, белорусов и украинцев из восточных областей. Ведь до Волыни 181 стрелковая дивизия после боев на Курской дуге освобождала Чернигов и Коростень на Житомирщине, где и пополняла свои ряды новобранцами. Так скажите: каких новых «бандеровцев» наплодило больное воображение части жителей востока аж через 70 лет?
Выпуск газеты №:
№101-102, (2016)Section
Почта «Дня»