Из когорты смиренных, но непокоренных
О Патриархе Киевском и всея Руси-Украины Владимире (Романюке)
Чрезвычайно важную роль в истории Украинской Церкви во все времена играла личность. К тому же, происхождение, имущественное состояние, должность в церковной иерархии не имели особого значения. Но не только усердными молитвами и суровым соблюдением традиций, богословской мыслью и высокой моралью славится Украинское Православие. В условиях бездержавной жизни церковные иерархи становились проводниками национальных интересов, отстаивали украинские традиции и обычаи. Золотыми буквами на скрижалях истории Украинской церкви вписано и имя Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка).
Будущий Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Владимир (9.12.1925—14.07.1995, в миру — Василь Омельянович Романюк) родился в селе Химчин Косивского района Станиславской (теперь — Ивано-Франковской) области. Воспитывался в религиозной семье, которая сызмальства прививала уважение и любовь к Богу, родному краю, национальным традициям и обычаям. Потом были школа, украинские спортивные общества, «Просвіта», молодежное украинское националистическое движение.
Впервые Василий Романюк попал в руки НКВД юношей — за членство в Организации Украинских Националистов (революционной) в июле 1944 года. В том же году был осужден Военным трибуналом НКВД Станиславской области к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Срок вскоре «смягчили» до десяти лет. Он прошел все круги ада сталинского ГУЛАГа в колымских концлагерях и был реабилитирован в 1959 году, после чего смог вернуться в Украину. Служил диаконом, а в 1964 году вступил в Московскую духовную семинарию, нес пастырское служение на Ивано-Франковщине.
Во второй раз был арестован и получил очередную «десятку» заключения по формуле «семь лет концлагерей и три года ссылки», когда выступил в защиту заключенного историка Валентина Мороза. Наказание отбывал в лагере ЖХ-385/1 (пос. Сосновка в Мордовии). Принимал участие в голодовках в дни политзаключенного и прав человека, во время волны репрессий в Украине в 1972 году, других акциях сопротивления. В знак протеста против политических репрессий отказался от советского гражданства. В этот период Василь Романюк стал основателем Общества советских политзаключенных, а в феврале 1979 года — членом легендарной Украинской группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений. В 1987—1990 годах побывал на Западе, где работал в приходах Украинской православной церкви в США и Украинской греко-православной церкви в Канаде, занимался миссионерским и литературным трудом.
В начале 1990 года вернулся в Украину и активно включился в возрождение Украинской автокефальной православной церкви. Вскоре принял монашеский постриг с именем Владимир... В октябре 1993 года избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.
Патриарх Владимир не был клерикалом в традиционном для современного обрядничества значении. Его личность не была неотъемлемым атрибутом освящений, торжественных собраний, чествований «юбиляров», «благословителем» собраний, съездов, форумов и т. д. Он не демонстрировал на людях свою «набожность». Патриарх Владимир не любил, чтобы верующие целовали ему руки и склонялись в повиновении: отмахивался от подобного «почитания» или жал руку «по-светски». Всегда говорил патриарх Владимир: «Называйся священником, а отцом тебя пусть люди назовут...».
Сегодня мы много говорим о возрождении национальной памяти и возвращении к почтению всей нацией выдающихся личностей нашего прошлого. Но вы не найдете ни одного памятника или памятного знака этой выдающейся личности, его произведения, разбросанные по многим источникам не изданы даже маленькой брошюрой. Музей-усадьба в его родном селе отстроенная трудом и средствами его односельчан, без никакой помощи власти и даже Церкви, которую он возглавлял! Но несмотря ни на что память о Патриархе-исповеднике живет в сердцах многих верующих.
Недавно в зале Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины на почтение памяти патриарха-исповедника собрались те, кто лично знал владыку и активно участвовал в религиозной жизни страны. Воспоминаниями о церковно-общественных отношениях и участии в них владыки Владимира в начале девяностых годов прошлого века поделился с собравшимися академик НАН Украины Мыкола Жулинский. Києвоцентризм, как новейшую идеологию украинского церковного движения во взглядах и деятельность владыки, отмечал председатель правления ОО «Міжнародний центр гуманітарных ініціатив», историк Сергей Шумило, а заведующий отделом гуманитарной политики Национального института стратегических исследований Сергей Здиорук отмечал исключительную роль Патриарха в формировании образовательной отрасли Церкви на примере Киевской духовной академии...
Праведники отходят тихо... В покое и гармонии с собственной душой и Всевидящим Спасителем. Патриарх Владимир не оставил после себя «официального» завещания. Однако, будто бы предчувствуя свой отход в вечность, в одном из своих посланий Патриарх Владимир писал: «В настоящее время у нас есть много всевозможных неурядиц, мы переходим через разные испытания и терпения, но сегодня нас особенно утешает и обнадеживает то, что мы владеем самым главным для укрепления независимости — это нашей украинской духовностью. Без духовной почвы никакого государства, никакого общества построить нельзя. Такое государство, такое общество может иметь все материальные блага, но если нет духовности, нет духовных установок, духовного желания укрепления независимости, — то никакой независимости построить невозможно, а если она и будет построена так, то будет неустойчива и недолговечна. Украинскому народу необходимо в настоящий момент строить такой государственный строй и избрать к руководству в государстве таких людей, которые, прежде всего, воспитывали бы на почве нашей духовности украинский патриотизм. Говорил спаситель: «Познайте истину, и она вас сделает свободными». Эти слова пусть будут моим патриаршим завещанием моему народу! Молитвенно желаю всем, чтобы мы все познали истину. И еще больше желаю, чтобы мы все стали в действительности свободными, чтобы ни на минуту не забывали, что Украина у нас одна. Во имя ее и во имя нашей православной веры мы должны жить и работать. Вместе построим общий дом, чтобы внуки и правнуки спустя многие годы сказали доброе слово о нас с вами».
Именно эти бессмертные слова патриарха Владимира и стали его правдивым Завещанием, как стала непревзойденным примером для нас его несокрушимость духа и непобедимая верность Церкви Христовой!
Выпуск газеты №:
№209, (2013)Section
Почта «Дня»